» на тему «Знаешь ли ты природу? Экологическая игра «Что? Где? Когда? Что где когда на экологическую тему

Цели:

  • активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, интегрирование их с навыками и умениями по другим предметам;
  • формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;
  • воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;
  • воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы, аудикассета “голоса животных”.

Ход игры

I. Организационный момент

Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями и установить вращающуюся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.

II. Сообщение цели и темы игры

Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы “Что? Где? Когда?” За столами собрались участники игры - это ребята из наших двух 3-х классов. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

III. Представление команд

Команда 3 “А” класса “Друзья природы”

Команда 3 “Б” класса “Юные натуралисты”

IV. Сообщение правил игры

Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

  1. Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
  2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей - животных.
  3. На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
  4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
  5. Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет компетентное жюри (представление членов жюри).
  6. Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди.

Итак, начнем игру!

V. Игра по заданиям

Раунд I

(Гонг. Вращается стрелка)

Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор №1 “Зеленая аптека”.

(Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь).

Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием “Зеленая аптека”. Каждая команда получает вопросы. На подготовку ответов дается 3 минуты.

Команда 1

1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (календула, мать-и-мачеха, шалфей, сосновые почки, душица)

3) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники)

Команда 2

1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)

2) “Жгуча крапива родится, да в щах пригодится”. Почему так говорят в народе? (крапива богата витаминами А, С, К)

3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

4) Пословицы, поговорки, высказывания о здоровом образе жизни на русском и казахском языках.

Раунд II

Сектор 2 “Лесные ягоды”

Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о своих лесных друзьях. Каждой команде - по 3 загадки. Отгадайте загадку - напишите отгадку.

Команда 1

Задание 1

1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

4) Найти среди отгадок односложное слово и сделать фонетический разбор его.

Команда 2

Задание 1

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

4) Найти среди отгадок двусложное имя сущ. и сделать фонетический разбор.

Раунд III

Сектор 3 “Отгадай по описанию”

Забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется “Отгадай по описанию”. Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь?

Команда 1

Задание 1

1) Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро “с жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (Заяц)

2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” сметают легкие пушинки. (Одуванчики)

Задание 2

Команда 2

Задание 1

1) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)

2) Верхняя сторона листьев этого растения - холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать-и-мачеха)

Задание 2

Название растений и животных на казахском языке.

Раунд IV

Сектор 4 “Звуковая пауза”

В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями:

1) Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных. Ваша задача - услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы.

2) Вспомнить, как можно больше песен о животных и растениях.

Раунд V

Сектор 5 “Экологические задачи”

В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей - Лев. Он предлагает командам знатоков обсудить и решить экологические задачи.

Команда 1

Задание 1

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. В Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.

Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду - и дело с концом.

Задание 2

Ребятам 3 “А” класса выделим участок прямоугольной формы, длина которого равна 50 м, а ширина 25 м.

Найти S и Р участка.

Сколько можно посадить кустиков клубники, если на каждом кв. м. высаживать по 5 кустиков.

Команда 2

Задание 1

Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Задание 2

Ребятам 3 “Б” класса выделили участок квадратной формы, со стороной 40 м. Найти Р и S участка. Сколько можно посадить кустов помидоров, если на кв. м. высаживать по 2 куста?

Раунд VI

Сектор 6. Конкурс капитанов.

“Петушки распетушились, но подраться не решились!” В секторе 6 соревнуются в знаниях 2 капитана - 2 петушка. (Можно надеть маски - шапочки)

Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос - ответ”. Кто из петушков даст больше верных ответов?

Вопросы для капитана команды №1.

  1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
  4. Сколько ног у паука? (8)
  5. Умываются ли звери? (да)
  6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
  7. Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
  8. Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
  9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)

Задание 2.

Расшифруй слова

Ответ: воробей.

Ответ: ворона.

Вопросы командиру II команды.

  1. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  2. У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
  3. Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
  4. У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
  5. Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
  6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)
  7. Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
  8. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
  9. Назови всеядное животное? (медведь)

Задание 2

Расшифруй слова:

Ответ: снегирь

Раунд VII

Сектор 7 “Край родной”

Свои вопросы в родном крае для знатоков прислала в письме рыжая красавица Лисица, каждая команда получает свои вопросы и задания.

Команда 1

Задание 1

1. Кого называют хозяином тайги? (медведь)

2. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (лиственница, кедр)

3. Каким грибом лечится лось? (мухомором)

Задание 2

Команда 2

Задание 1

1. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)

2. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу? (гриб чага, березовый кап, трутовик)

3. Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)

Задание 2

4. Составить - нарисовать картину о природе по отгадкам.

Раунд VIII

Сектор 8 “Черный ящик”

Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем! Это запасливая белочка для вас приготовила задания:

1) Собрать картину из разрезанной мозаики.

2) Составить из геометрических фигурок фигурки животных.

Раунд IX

Сектор 9 “Загадочные кроссворды”

Умный Слоненок приготовил для вас кроссворды. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам. Прочитайте ключевое слово.

Команда 1 Команда 2

Задание 1

Задание 2

1) Определить род, число, склонение имен существительных.

2) Ключевое слово - морфологический разбор.

Итоги игры

Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры “Что? Где? Когда?”

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Косотурова А.В.

Цели: способствовать экологическому воспитанию детей, воспитание бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование: карточки с номерами заданий, табло, призы, черный ящик.

Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем отличного настроения и радостных побед! Мы проводим интеллектуальную игру для знатоков природы «Что? Где? Когда?» За игровым столом собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся.

Представление команды.

Ведущий. Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Послушайте правила игры.

1. Игра состоит из 12 раундов.

2. Капитан команды (или игрок) выбирают карточку с номером задания. Я зачитываю задание.

3. На обсуждение дается 1 минута.

4. Отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в ответе.

Задания.

1. Медведь. «Ты простудился. Какие лекарственные растения помогут быстрее избавиться от кашля?» (Лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

2. Попугай Кеша. «За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.»

3. Пес Барбос. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь.

Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (Бобр)

4. Музыкальная пауза. («Неприятность эту мы переживем»)

5. Сова. «Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно.

6. Блиц-турнир (1 игрок).

1) У каких деревьев осенью листья красного цвета? (Клен, рябина, осина)

2) Сколько ног у паука? (8)

3) Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)

7. Лягушонок. «Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу.» (Чага, березовый кап, трутовик)

8. Черный ящик.

На Руси этот овощ появился более 200 лет назад и долго не мог прижиться. Его считали ядовитым и называли «чертовым яблоком». Но пришло время, когда люди разобрались во вкусе этого овоща, и он стал незаменимым блюдом на столе. Что в черном ящике? (Картофель)

9. Еж. «В народе этот гриб называют царем грибов, а иногда полковником. У него ножка на срезе не темнеет, даже если ее высушить. Может потому гриб и получил свое название.» (Белый гриб)

10. Слоненок. «Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. Назовите этот цветок.» (Лютик)

11. Крошка Енот. «Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы?» (Шиповник, мята, крапива, смородина, земляника)

12. Игра со зрителями.

«Правда ль?»

1. Вьюга поле замела,

А черемуха бела.

Правда ль? (нет)

Это к нам зима идет.

Правда ль? (нет)

3. Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Правда ль? (нет)

4. Ночью в дождик как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Правда ль? (нет)

5. Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Правда ль? (нет)

6. Шерсть смотали мы в комок,

Выйдет шелковый платок.

Правда ль? (нет)

7. Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Правда ль? (да)

8. Закудахтал пес Барбос

И в гнездо яичко снес.

Правда ль? (нет)

9. Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник тигр и хищник волк.

Правда ль? (да)

Ведущий. Игра окончена со счетом … . Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились с заданиями. Молодцы!

Награждение.

Литература.

1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1998.

2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997.

3. Бахарева А.С. Внеклассная работа по природоведению. Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2000.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе ДОУ

Цель занятия:
1. Углублять и расширять знания детей о природе разных климатических зон (тайга и пустыня).
2. Закреплять знания детей о некоторых растениях и животных леса и пустыни.
3. Упражнять в совместной командной деятельности (умение совещаться, прислушиваться к мнению товарища по команде, быть выдержанным).
4. Продолжать учить детей давать полные, содержательные ответы на поставленные вопросы.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о телевизионной викторине «Что?
Где? Когда?», о ее правилах.
- Работа с энциклопедическим материалом: чтение детских энциклопедий,
чтение рассказов, сказок, стихов, загадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Чтение рассказов о природе М.Н.Пришвина,
К.Д.Ушинского, Е.Чарушина, Н.Сладкова.
- Настольная игра «Земля и ее жители».
Материалы и оборудование:
- Изображение совы.
- Волчок.
- Эмблемы детям с изображением совы.
- Конверты с вопросами на которых изображены герои сказок.
- Черный ящик в нем черепаха.
ХОД ИГРЫ:
Дидактическая игра: «Слова на «ладошке».

«Я найду слова везде,
И на небе, на воде,
На полу, на потолке
На носу и на руке.
Вы не слушали такого?
Не беда! Играем в слово!» (пустыня, лес).
Воспитатель:
Мы в вами бывали в лесу, много наблюдали на участке, читали книги, Рассматривали картины, поэтому знаем ответы на многие вопросы: «Почему? Отчего? Куда? Что? и Зачем?»
А сейчас - внимание! Мудрая сова приглашает нас в клуб знатоков на игру «Что? Где? Когда?»
Сова живет в лесу, она мудрая, потому что все видит и знает. Сегодня мудрая сова хочет узнать, что вы знаете о природе и подарить вам значок «Юный эколог».
-«А кто же такой эколог?»
-«Можем ли мы быть юными экологами?»
-«Что для этого нужно?»
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю - Можешь только ты,
Разумный человек!»
(звучит музыкальная заставка к игре, за игровой стол приглашаются участники команды - 8 детей. Детей представляют для болельщиков).
Воспитатель: Я хочу напомнить правила игры. Игра проходит следующим образом. Первым вращает волчок ведущий, а затем тот, кто отвечал на вопрос. Ведущий зачитывает вопрос, выставляет конверт на подставку (на конвертах изображены «авторы» вопросов). Вопросы задают герои сказок и мультфильмов. Вы все совещаетесь, а затем после звукового сигнала отвечает тот, кому был задан вопрос, тот на ком остановилась стрелка волчка. За каждый правильный ответ ведущий прикрепляет на грудь ребенка значок: «Юный эколог».
Вопросы викторины
1 .Незнайка: «Какие растения растут в пустыне? Почему в пустыне не растут сосны, ели березы?
2. Черепаха Тортилла: «На столе разложите животных пустыни и леса» (скорпион, верблюд, лошадь, ящерица, лось, рысь, белый медведь).
3. Девочка Колокольчик: «Найдите и назовите среди картинок растения первоцветы. Почему их так называют?» (мать-и-мачеха, ветреница, медуница, ромашка, ландыш).
4. Старик Хоттабыч: (черный ящик в котором находится живая черепаха) «Кто может войти в открытое поле не покидая свой
дом?»
Музыкальная пауза: хоровод «Березонька»
6. Кот в сапогах: «Почему пустыня называется - пустыней?»
7. Буратино: «Недавно я как всегда, взял пшена, семечек и пошел насыпать это в кормушку птицам. Увидела это Мальвина и говорит, что птицам мое угощение сейчас не нужно. Почему она так сказала? Каких вы знаете перелетных птиц?»
8. Красная Шапочка: «Чем отличается лес от пустыни?» Дополнительные вопросы:
- «Каких перелетных птиц вы узнали? Чем они заняты
весной?»
- «Черная, но не смородина, длинная, но не веревка,
Без ног, но не червяк, кусается, но не собака.» (змея)
Как вы догадались?
Воспитатель: «Обратите внимание, сколько знаков «Юный эколог» подарила вам мудрая сова. Значит, я думаю, ей понравились ваши ответы.
Послушайте слова писателя М. Пришвина, который пишет о природе. Мы с вами читали его рассказы.

« Мы - хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Данное занятие в творческой форме направлено на систематизацию и обобщение представлений о живой природе, на развитие связной речи и правильное использование грамматических форм,.Кроме того, занятие способствует развитию интереса детей к представителям флоры и фауны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 104 комбинированного вида

Московского района Санкт – Петербурга

Конспект

Интеллектуально - экологической игры

Что? Где? Когда?

Знатоки природы

Направление познавательно – речевое

Для детей подготовительных группы

Подготовила

Воспитатель

Бокова Ольга Вадимовна

Санкт – Петербург

Интеллектуально - экологическая игра

Что? Где? Когда?

«Знатоки природы»

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе.

Материал : волчок со стрелкой, стол круглый, или столы поставленные в круг, стулья для участников команды, конверты с заданиями, буквы: З,Е,М,Л,Я; CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы болотной, утки, вороны, дятла, сороки. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик. 2 листа ватмана формат А -1, цветные восковые мелки. Веселая музыка на усмотрение педагога, под которую дети будут рисовать.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой родного края; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; составление энциклопедии совместно с родителями о редких животных; оформление выставки поделок из природного материала.

Ход игры: .

Ведущий: Здесь знает каждый, ты и я,

Природу обижать нельзя!

Наша планета Земля – прекрасна, она полна чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, рыбы, растения, насекомые, всем им должно быть хорошо. Но, к сожалению не все замечают красоту окружающего нас мира природы. Гибнут растения, исчезают животные. Мы жители планеты Земля должны любить, беречь и охранять природу- дом в котором мы все живем. Беда пришла и на нашу Землю! Я думаю, мы должны помочь. Сегодня мы проведем интересную и познавательную игру. Правильно выполняя задания и правильно отвечая на вопросы, мы с вами соберем слово из букв, а также в будущем поможем сберечь и приумножить природные богатства, потому что вы много знаете о природе и любите ее. Итак, начинаем игру в нашем клубе знатоков природы Что? Где? Когда?

Путем жеребьевки выбираются участники команды (6-8чел.), остальные болельщики. Ведущий объясняет правила игры: с помощью волчка выбираем конверт. В конверте вопросы. Команда отвечает на вопросы. Если на все вопросы даны правильные ответы, команда получает букву из конверта. Когда закончатся все конверты, на все вопросы будут получены ответы, у команды будет пять букв, из которых мы составим слово. Если команда, вдруг не сможет ответить на какой – то вопрос, ей смогут помочь болельщики. Для болельщиков тоже приготовлены задания. Они также лежат в конвертах. Так что никому скучать не придется. Итак крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Конверт № 1 «Наши друзья птицы»

Вопросы:

1 Пингвин – птица или нет? (да)

2 Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом)

3 Для чего птицам нужен хвост? (используется вместо руля )

4 где зимой вороны спят? (на деревьях, в садах, на улицах )

5 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?(кукушка)

6 Перед какой погодой птицы перестают петь ?(перед дождливой)

7 Какую птицу называют крылатой кошкой? (сову)

8 Назовите три домашние птицы, четыре лесные птицы, три городские птицы

9 Дидактическая игра «Узнайте птичку по голосу» звучат голоса птиц: совы болотной, дятла, вороны, сороки, утки. Дети угадывают.

После ответов на вопросы детям отдается первая буква «З».

Ведущий : теперь проведем конкурс для болельщиков . Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу должны захлопать в ладоши и затопать поправить меня.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают и топают)

Что неправильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы. Аисты. Вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби. синицы, галки и стрижи, комары , чижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи.

Молодцы болельщики не подвели команду, справились с заданием. Хорошо ребята вы оказались настоящими знатоками птиц.

Конверт № 2. «Загадочный лес»

Вопросы

1 Отгадайте загадку. Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

2 Какие животные живут в наших лесах?

3 Лев – дикое или домашнее животное? Почему?

4 Чем питается медведь, когда спит?(запасом жира )

5 Кто может пить ногой? (лягушка)

6 Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

7 Где живет в лесу белка? (в дупле )

8 Назовите животных хищников(волк, медведь, кабан, тигр, гепард, ягуар ит.д.)

После ответов на вопросы детям дается вторая буква «Е»

Ведущий: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите « Да », а если плохо – то все вместе говорите « Нет». Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю.? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да )

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду?(нет )

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

Ведущий : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Ведущий:

Вы ребята пришли на лесную поляну. Скажем вместе и выполним упражнение

Здравствуй лес, прекрасный лес )

Полный сказок и чудес! (повороты в право, влево с вытянутыми в стороны руками)

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою? (руки подняты вверх. Дети покачиваются вправо, влево)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо, влево)

Все открой – не утаи! (широко развести руки в стороны )

Ты же видишь (прижать ладони к груди)

Мы – свои! (широко развести руки в стороны )

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары (имитируют укусы комаров )

И медведя мы встречаем (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Перед нами водоем (руки в стороны )

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее! Раз-два, раз-два! (руки на поясе, прыжки вперед, назад)

Позади теперь вода (маршируют)

Ветер дует нам в лицо (руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо (руки поднять вверх. Покачивание вправо – влево )

Ветер тише-тише-тише (приседание руки опускают вперед)

Деревцо все выше – выше (поднимаются на носочках руки поднимают вверх )

Молодцы ребята.

Конверт № 3 «Растения наши друзья»

1 Трава которую и слепой знает. (крапива)

2 Лекарственное растение. Которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

3 Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник )

4 Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем, и в сушеном виде. (малина, шиповник )

5 В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (шиповник )

6 Как называются цветы, которые растут в саду? (садовые) , на лугу? (луговые ), в поле? (полевые ), В лесу? (лесные ). Назовите хотя бы одно растение: луговое, лесное, садовое, полевое.

7 Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей )

8 Назовите каждый любой цветок который вам больше всего нравится.

После ответов на вопросы ведущий дает команде третью букву «М»

Ведущий показывает изображение цветов, дети подбирают красивые слова к цветам .(Например: белый, розовый, голубой, синий, лиловый, желтый, зеленый, нежный, душистый, ароматный, золотой, лучистый, веселый, нарядный, красивый и т.д).

Молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Конверт № 4 « Знакомые и незнакомые насекомые».

1 Почему насекомых так называют? (на брюшке есть насечки)

2 Назовите как по внешнему виду узнать насекомое? (есть голова, брюшко, на голове глазки и усики. шесть ног. есть пара или две пары крыльев )

3 Куда деваются насекомые осенью?(некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают)

4 Назовите самое трудолюбивое насекомое? (муравей)

5 Какую пользу приносят земляные черви? (рыхлят землю)

6 У кого уши на ногах? (у кузнечика )

7 У кого самый чуткий нос? (у бабочки)

8 Есть ли у комара зубы и, если они есть сколько? (двадцать два)

9 Как можно оберегать насекомых? (не ловить, не давить, не трогать )

10 Послушайте запись со звуками насекомых и угадайте их.

(включается запись со звуками: пчелы, комара, кузнечика)

Молодцы, вот вам четвертая буква «Л»

Теперь игра с болельщиками.

Я буду загадывать загадки, вы отгадывать.

1 Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком- он поделится медком. (пчела )

2 Не зверь, не птица – нос как спица. (комар)

3 С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зеленая спинка (кузнечик)

4 Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать все равно не может.(Бабочка)

Молодцы, хорошо.

Поиграем в игру « Кузнечики» Дети выполняют движения под текст.

Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг - скок! Прыг – скок! Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем, тишину послушаем.

Тише, тише! Высоко прыгай на носках легко!

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием.

Крутим волчок.

Конверт № 5 « Решение ситуаций»

1 Гуляли по лесу Аня и Алеша с родителями и увидели большой муравейник. «Давай посмотрим, что там внутри муравьиного дома», - сказал Алеша. «Давай, сказала, - Аня. Они взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи умели говорить, они сказали бы вам, что…» Что сказали бы муравьи?

2 На день рождения Кате подарили щенка. Наконец – то сбылось ее мечта! Она так долго уговаривала родителей купить ей щенка или котенка. И вот наконец у нее появился друг, щенок по имени Верный. Катя первое время играла и гуляла с ним, кормила его. А потом у Кати появилась говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, она сказала маме: «Больной собаке не место в доме». Правильно ли поступила девочка?

Ведущий: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились успешно. Вот вам последняя буква «Я».

Какое слово у нас получится, если сложить буквы .(дети из букв складывают слово и читают )

Ведущий Правильно слово «Земля». Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашего родного края и нашей планеты Земля. Сегодня у нас нет проигравших, все в выигрыше. Благодарю вас за участие в игре. Послушайте стихотворение о нашей планете.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим мы Землю садами, цветами –

Такая планета нужна нам с вами.

Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать. Ребята, вы помните, мы начали с того, что наша планета Земля в опасности. Осталось только одно последнее задание для всех. Будем рисовать мелками нашу любимую Землю и всех, кто на ней живет. (Дети под руководством педагога рисуют. Звучит веселая музыка).

Рисунок детей с изображением планеты Земля оставить на время в зале, чтобы дети других групп могли просмотреть и полюбоваться.

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год
  3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Елена Никулина
Конспект интеллектуальной игры по экологии «Что? Где? Когда?» в подготовительной логопедической группе

МКДОУ «Золотухинский детский сад»

Конспект интеллектуальной игры

«ЧТО?ГДЕ?КОГДА

Логопед : Никулина Е. С.

Цель : Закрепить знания детей о природе, формировать к ней устойчивый интерес .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

Развивающие :

Расширять и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.

Развивать связную речь у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.

Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.

Развивать координацию речи с движениями.

Закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Оборудование :

Демонстрационный материал : оформление музыкального зала; столы для участников игры , игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза» ; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники» ; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры , для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для 2-х команд, демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета , поощрительные подарки для детей.

Ход игры:

Ведущий :

Добрый день, дорогие гости нашего детского сада.

Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда . Встречайте наших знатоков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда . Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями.)

Ведущий :

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда .

Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются) .

Правила игры . На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.

Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры :

1-ое : Выкрикивать заранее ответ нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не правильный, то на этот вопрос может ответить другая команда и получить этот балл.

2-ое : Вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот номер конверта мы и открываем.

Ведущий :

В игре участвуют две команды : «Знатоки» и «Умники» во главе с капитанами. Итак, я прошу команд поприветствовать друг друга

1-ый капитан :

Команда «Знатоки» .

- Наш девиз :

Члены команды «Знатоки» :

Мы знатоки, а это значит

Нас ждет успех и ждет удача!

Вперед к победе наш девиз!

А, кто слабее – берегись!

2-ой капитан : - Команда «Умники» .

- Наш девиз :

Члены команды «Умники» :

Мы умные и смелые,

А в деле мы умелые.

Победим мы в этот раз!

Нам соперник не указ!

Ведущий :

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

"Что" мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит "отчего" на зеленом листе,

"куда" полетело верхом на жуке,

"зачем" вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Ведущий :

Наша сегодняшняя игра посвящена экологии . Экология - это наука о законах жизни природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Итак, 1 – й раунд! (звучит музыка вращения волчка) .

Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Внимание! Вопрос!

Конкурс «Что не так?

Ведущий :

Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их! Вам нужно правильно назвать маму животного, ребенка и место их жительства.

Вопросы команде «Знатоки»

У волчицы лисята. Они живут в логове .

У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.

У лисицы медвежата. Они живут в норе.

Вопросы команде «Умники»

У ежихи бельчата. Они живут в норке.

У зайчихи ежата. Они живут под кустом.

У бельчихи волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

Ведущий : 2 раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка» , игрок вращает волчок.)

«Экология и сказки »

Ребята, мы с вами знаем много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты .

Ведущий : Вопросы для 1 команды :

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ : Сказка «Красная шапочка» , экологический момент – волк хищный зверь.

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха» , экологические моменты – сказка о насекомых.)

Вопросы для 2-й команды :

- Красна девица, грустна :

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка» , экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя» , экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

Ведущий :

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

3 раунд «Вопрос от наших постоянных зрителей»

(Знатокам задаются вопросы через компьютер родителями)

Вопрос для 1 – й команды

Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).

Вопрос для 2- й команды :

Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

4. раунд «Как вести себя в природе» . Ситуации для каждой команды

Ведущий :

А сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно , как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Дети оставляют банку с червями закрытой.

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Подводим итог в баллах)

5 - Физкультминутка (движения выполняются под музыку)

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

6 - раунд. «Блиц - турнир для капитанов»

Вопросы для капитана команды «Знатоки»

1 вопрос. - Бледная, очень ядовитая на пути у грибника? (поганка)

2 вопрос. - Ливень из ледышек? (град)

3 вопрос. - Ёлкины иголки? (хвоя)

4 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)

Вопросы для капитана команды «Умники»

1вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)

2 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)

3 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)

4 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)

(за каждый правильный ответ начисляется балл, называется общее количество баллов по итогам 5 конкурсов)

7 раунд – черный ящик

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

1-я команда

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик» . Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

2- я команда

Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)

8 раунд - Музыкальный марафон»

Я предлагаю командам прослушать аудиозаписи и определить и назвать что за природные звуки они слышали.

1 команда

Жужжание пчел;

Пение соловья;

2- я команда

Понравилось? Лайкни нас на Facebook