Эта игра называлась чатуранга поле чудес. Настольная игра чатуранга Шахматы чатуранга

Вы любите играть в шахматы?

А знаете ли вы, что Индия является родина шахмат? Когда-то они назывались «чатуранга», что означает в переводе с санскрита «четыре рода войск», которыми когда-то были слоны, кавалерия, колесницы и пешие солдаты.

Истинный возраст этой игры точно неизвестен. Согласно одной из легенд, шахматы были придуманы около 1000 года до н.э. индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о двух-трех мешках, но, когда подсчитали все зернышки, оказалось, что всего зерна мира не хватит, чтобы расплатиться с математиком! (Оно равно 2 63 − 1 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³).

Другие теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2 — 3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке и Индии.

Первое упоминание об этой игре в литературе встречается в персидской поэме V века, в которой говорится что шахматы придумали именно в Индии. Поэтому днем рождения шахмат признают именно эту дату.

Индийские шахматные фигуры обычно изготавливаются из палисандра и самшита, реже из розового дерева и падука. Их отличает высокое качество изготовления, красивый внешний вид, использование благородных сортов дерева.


Настольная игра

От 2 до 4 игроков

Партия от 30 мин

Краткая история

Игра “Чатарунга” зародилась в Индии, и первым упоминанием о ней считается отрывок из романа “Харчашарита”, который был создан поэтом Баной в середине 7 века. Из Индии шахматы перекочевали к персам. Описание же к игре “Чатарунга” было обнаружено в “Труде об Индии” арабского историка Бируни, которых писал о четырех комплектах фигур и игральной кости, которая определяла какой фигурой игрок должен сделать ход. В 19 века другая теория приобрела популярность. Эта теория принадлежит Хайрему Коксу, который говорил о том, что именно “Чатарунга” положила начало для , так как из-за неудобства при поиске игроков их количество сократилось, а игральная кость была убрана из-за религиозного запрета на кости.

Описание

“Чатуранга” – древнеиндийская настольная игра, считающаяся прародителем , сёги и многих других игр. Известен вариант “Чатуранги” для двух игроков, похожий на современные , и - с XI века -вариант для четырёх игроков (его ещё называют “чатураджи”). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Название “Чатуранга” переводится как “четырёхсоставная” и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .

Инвентарь

  • игровое поле 8×8
  • 32 шахматные фигуры

Правила

Полные правила “Чатуранги” первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках. В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё “Шатрандж”: два игрока играли в “Чатурангу” на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника. Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия “Чатуранги” от “Шатранджа”: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались “прыжком” через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в “Шатрандже” . О некоторых ходах фигур в “Чатуранге” известно из трактата поэта IX века Рудраты “Кавьяланкара”, в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для “Чатуранги” ходом коня, колесницы и слона.

Фигуры в чатуранге и их ходы:

  • Раджа (король) мог делать ход на одно поле в любом направлении, как в современных шахматах. Рокировки не существовало.
  • Советник (ферзь) мог перемещаться на одно поле по диагонали.
  • О ходе слона существуют различные сведения. Согласно Рудрате и Бируни, он перемещался на одно поле вперёд или на одно поле по диагонали в любом направлении. Согласно Адли - «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали. В игре для четырёх игроков, согласно Бируни, слон ходил как современная ладья.
  • Ходы коня и колесницы (ладья) соответствуют современным.
  • Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле.

“Чатурангу” для четырёх игроков (“Чатураджи”) вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть “съеден”, как и любая другая фигура, за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки: она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции.

Международный день шахмат для младших школьников. Сценарий

Интеллектуальная игра о шахматах для учащихся 2-4 классов

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию игру «Поле чудес», посвящённую Международному дню шахмат, который отмечается 20 июля. Игра может быть использована для организации внеурочной деятельности педагогами начальной школы и предназначена для учащихся 2-4 классов.
Цель: знакомство с одним из летних праздников – Международным днём шахмат
Задачи:
вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре,
познакомить с интересными фактами из истории шахмат,
расширять кругозор детей,
развивать логическое мышление, любознательность,
воспитывать сдержанность, доброжелательность.

Ход игры.

Здравствуйте, ребята. Я хочу вам предложить отгадать одну загадку:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Автор: А. Романовских

С 1966 года, вот уже 49 лет 20 июля весь мир отмечает Международный день шахмат. В этот день в шахматных клубах любители этой замечательной игры обмениваются опытом, проводят турниры и развлекаются. Вот и мы с Вами сегодня проведём игру «Поле чудес», на которой вы узнаете интересные факты из истории шахмат. Не страшно, если вы совсем не знакомы с этой игрой, значит, пришло время узнать о ней. А любители шахмат сегодня смогут взглянуть на эту игру по- новому.
Шахматы – это настольная логическая игра для 2 игроков, которые на специальной шахматной доске из 64 клеток с помощью 32 фигур (16 белых и 16 чёрных) пытаются пленить короля противника, т.е. поставить ему мат.
И делают это уже в течение полутора тысячи лет. Именно тогда в Индии придумали эту игру. Только играли в неё 4 игрока, и в армии у каждого было по 8 фигур разного цвета: чёрного, зелёного, жёлтого и красного. И назывались эти фигуры по-другому, не так, как в услышанном только что стихотворении. Сейчас с помощью ребусов мы узнаем их название, а заодно и определим, кто же будет участником первого тура.


Ответ: кавалерия, пехота, колесница

Задание 1 тура
Название фигур мы с вами узнали. А как называлась сама игра?


В Индии эта игра называлась чатуранга. Король в ней назывался раджа, ферзь – визирь, ладья – колесница, конь – кавалерия, пешка – пехота, и только слон до сих пор носит своё первоначальное название.
Но не только в чатуранге фигуры назывались иначе. С Индии эта игра перешла в Персию, где уже и получила своё современное название. «Шах мат» на персидском означает «король умер». А к 9 веку шахматы пришли и в Россию, завоевав почти весь мир, став неотъемлемой частью человеческой культуры. И во многих странах шахматные фигуры получали своё название.


Король – самая важная фигура на шахматной доске, до 15 века он назывался шахом. Ферзь – самая сильная фигура. Во Франции её называют дамой, в Англии королевой, а раньше в разных странах её называли и министром, и князем, и советником. Ладью иногда называли башней, а ещё у неё есть второе название – тура. Конь тоже в некоторых странах назывался всадником или рыцарем.
Давайте отгадаем загадки про фигуры и узнаем, кто же станет участниками второго тура.

Только прямо я хожу,
Верно королю служу.
Да и пешкам помогаю,
Лучше всех их защищаю.
(Ладья)

Я ладье по силам равен,
Но, увы, слабей ферзя.
И сойти с диагонали
Мне, друзья, никак нельзя.
(Слон)

Потихоньку я шагаю,
Как могу, так помогаю.
А ещё могу мечтать
Ферзем непременно стать.
(Пешка)

Задание 2 тура.
Мы уже говорили, что слон для всех с самого начала возникновения шахмат был слоном. Правда, у нас иногда его называют офицером. Но в Англии его называют по-другому, из-за того, что верхняя часть шахматного слона напоминает один головной убор.


Верхняя часть шахматного слона напоминает головной убор епископа – митру, поэтому англичане его и называют епископом.

Игра в шахматы настолько популярна, что часто её можно встретить и в литературных произведениях.
Сейчас с помощью литературной викторины мы узнаем участников третьего тура.
1. Какой герой Эдуарда Успенского любил играть в шахматы? (Крокодил Гена)
2. Как звали девочку, которой в Зазеркалье удалось принять участие в игре в гигантские шахматы? (Алиса)
3. Как звали героя, который в борьбе за философский камень вынужден был, рискуя с друзьями жизнью, сыграть в кошмарную игру в Волшебные шахматы. (Гарри Поттер)

Задание 3 тура
Как звали друга Незнайки, героя повести Носова, который очень любил ходить в клетчатых костюмах.


Игра со зрителями.
Шахматы – это не просто игра, это ещё и вид спорта. На весь мир известны имена шахматных чемпионов: Александр Алёхин, Михаил Ботвинник, Роберт Фишер, Михаил Таль, Борис Спасский, Владимир Крамник и многие другие.
Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты - хорошие спортсмены. Чемпион мира 30-х годов голландец Макс Эйве выступал на любительском ринге, принимал участие в автогонках. Гарри Каспаров увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А какой вид спорта любит Анатолий Карпов?


Финальная игра
Вот мы подошли и к финалу нашей игры. Нашим финалистам надо отгадать, какой вид спорта называют «шахматами на льду», т.к. в этой игре главное, как и в шахматах, – тактика, каждый удар в которой надо просчитать наперёд, всё осмыслить и выбрать правильный подход.


А закончить нашу игру я хочу стихами Ирины Седовой

Шахматы - это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы - это обучение,
Шахматы - это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками, а 20 июля – Международный день шахмат станет и вашим праздником!

Чатуранга (Chaturanga , санскр. чатур – четыре, анга – часть) – древняя настольная игра, одна из старейших предшественниц шахмат. Возникла в Индии около V в. н э. По данным индийских и арабских источников, в Чатурангу играли 4 противника; комплект фигур каждого состоял из 4 видов: слоны, кони, боевые колесницы, пехота. Цель игры – «уничтожение» фигур соперников. Ходы делались поочередно, количество очередных ходов играющих определялось метанием игральной кости. Точные правила Чатуранги неизвестны. Получив распространение на территории Ирана, Средней Азии, затем Арабского халифата, Чатуранга превратилась в арабский шатрандж – игру двух соперников по правилам, частично сходным с принятыми в современных шахматах, без игральной кости.

Абсолютное большинство исследователей именно Чатурангу называют игрой-прародительницей шахмат, а некоторые даже указывают правила этой игры. Несколько дальше пошел Н. М. Рудин. В своей книге «От магического квадрата – к шахматам», рассматривая этапы происхожде­ния современных шахмат, он выстраивает следующий эволюционный ряд: магичес­кие квадраты–чатуранга–чатуррадж–шатранг–шахматы . Рудин, в свою очередь, опирался на еще более поздние исследования: «…Оракул, который через много лет превратился в игру» (Даннеман Ф. Исто­рия естествознания. В 2 т. М., 1932. T. 1. С. 63); «… Игры были сначала способом жреческих гаданий и предсказаний» (Саргин Д. И. Древность игр в шашки и шахматы. М., 1915. С. 219).

Чатуранга – тест опирается на мнение тех исследователей, которые считали, что первоначально Чатуранга не являлась игрой, а была оракулом (гаданием).

Строго говоря, современную Чатурангу, Чатурангу-тест следовало бы называть «Чатурангой Ратушного» – по имени ее создателя А. А. Ратушного, однако для простоты мы все-таки будем продолжать употреблять прежний термин – Чатуранга. В авторстве А. А. Ратушного нет сомнений, несмотря на то что научных работ с этим заглавием не публиковалось. А. А. Ратушный также является изобретателем «Мерцающих шахмат» (их иногда еще называют «Последовательными шахматами»), которые несколько более известны, чем Чатуранга, а также других игр и тестов, к которым данная работа отношения не имеет. В частности, его авторство также подтверждают многочисленные ссылки в Интернете и в некоторых книгах, посвященных шахматам. То есть рассматриваемая далее Чатуранга-тест – это Чатуранга Ратушного, в которой он попытался воссоздать древнеиндийское гадание (несомненно, с собственными интерпретациями), оставив это название для того чтобы подчеркнуть этимологию. Начало работы над Чатурангой-тестом А. А. Ратушный начал в Москве в 1980 г., позже совершенствуя его.

«Невопросные» (проектные, рисуночные) тесты. Место Чатуранги в их ряду . Сколько нужно времени для того, чтобы составить мнение о незнакомом человеке? Чтобы понять с какой работой он будет легко справляться, а к какой и вовсе не предрасположен? Как будут взаимодействовать между собой люди в коллективе? Сколько для этого понимания нужно часов? Дней? Лет?

Для сокращения времени психологи разрабатывают громоздкие схемы вопросников, которые на практике далеко не всегда себя оправдывают – по той простой причине, что, отвечая на вопросы, человек старается показать себя не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким хочет себя показать другим. Чтобы избежать этого, иногда в тесты вставляют специальные вопросы, которые призваны оценить «уровень искренности» отвечающего. Но и они «срабатывают» не всегда.

С целью преодоления этого разработана целая категория «невопросных» (проектных) тестов, самыми известными из которых являются тесты-рисунки («Нарисуй дерево», «Нарисуй домик»), которые потом специальным образом интерпретируются.

Рисуночные тесты в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проектных . То есть они как бы дают проекцию – портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.

Бессознательное – это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое, а тем более в чужое бессознательное очень сложно. Психоаналитику порой требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому предупреждаем: пользоваться этими тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ – как при работе со взрослыми, так и с детьми. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.

И тем не менее рисуночные тесты имеют ряд недостатков. Прежде всего – порой трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя – проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.

Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.

Чатуранга-тест создавалась именно как проекционный тест, направленный как на тестирование отдельного человека, так и на тестирование групп, в том числе детских, с целью выявления личностных характеристик тестируемых, их взаимодействия друг с другом. Упор делался на то, что тест Чатуранга очень прост, занимает считанные секунды и не требует никакой предварительной подготовки (как в тесте с рисунками) и наподобие рисуночных тестов не поддается интерпретации при тестировании, что не позволяет сфальсифицировать ответы.

Как проводится тест . Ручкой на листе бумаги чертится квадрат 5 на 5 клеток. Как правило, на стандартном листе «в клеточку» каждая клетка, нарисованная ручкой – это квадрат из четырех клеточек. Тестируемому человеку предлагается отметить в матрице крестиками любые пять клеток (произвольно, как ему хочется). Обычно это занимает всего несколько секунд. На этом тест заканчивается, и дальше дело за интерпретацией полученной информации.

Квадрат, расчерченный на клетки, называется матрицей . Например, шахматная доска – это матрица размером 8 ´ 8 клеток. Тест «Чатуранга» можно проводить на любой матрице – от 4 ´ 4 клетки до 16 ´ 16 клеток. Практически же наиболее удобной для интерпретации эмпирическим путем была выбрана матрица 5 ´5. Кстати, в описании Чатуранги как игры-предшественницы шахмат некоторые исследователи упоминают, что доска, на которой проходила эта игра, была размером 5 ´5 клеток.

Интерпретация теста . Интерпретатор теста получает результат, сводя расположение отмеченных клеток к одному из 16 типов, которые образуются из сочетаний четырех шахматных фигур (слона, ладьи, короля, коня) и четырех камней (алмаза, изумруда, хрусталя, рубина). В результате получаются сочетания: алмазный слон, изумрудная ладья и т. д. Все 16 сочетаниый прописаны и изучены, мастерство интерпретатора заключается в основном в том, чтобы, изучая матрицу, верно определить фигуру и камень.

Почему в Чатуранге используются именно слон, ладья, король и конь, если в современных шахматах существуют еще пешки и ферзь? Ответ такой: пешка не является самостоятельной (большой) фигурой – она лишь может в нее превратиться, пройдя путь до края доски. Ходы же пешки также не уникальны. Ферзь – это, по сути, гибрид ладьи и слона, поэтому мы ее не рассматриваем как самостоятельную фигуру.

Немаловажно и то, что фигур (и камней) должно быть четыре. Цифра 4 традиционна для многих мифологических, космогонических, рели­гиозных и философских систем, она зани­мала и занимает умы от древности (например, Платон, пифагорейцы) до наших дней.

Столь же традиционны в древних философских системах четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух, получившие своеоб­разное осмысление в религии и философии древней Индии (санкхья, буддизм, чарвака) и Древней Греции.

В Чатуранге каж­дой из четырех шахматных фигур – слону, ладье, королю, коню – соответствуют че­тыре стихии и четыре камня, один из которых в наибольшей степени подходит к своей стихии и к своей фигуре. Например, шахматному коню, как и любой другой фигуре, соответствуют четыре стихии, но более всего – огонь, поэтому конь выступает в этой Чатуранге знаком огня.

Из четы­рех камней, соответствующих коню, ему наиболее подходит рубин, который в свою очередь становится камнем огня. Так намечается «связка» огонь–конь–рубин, или образ «Рубинового коня». В соответствии с этим принципом Чатуран­га выделяет шестнадцать основных типов поведения человека, в каждом из которых с наибольшей наглядностью проявляются те или иные качества. В качестве примера можно рассмотреть цепочку: шахматный король – земля (знак короля) – изумруд.

Что может следовать из этой цепочки? По своему поведению шахматный король, стес­ненный правилами хода, нерешителен, лишен возможности планировать что-то дальше завтрашнего дня (вырваться за пределы отведенных ему правилами клеток); ко­роль, знаком которого, согласно Чатуран­ге, является изумруд, должен соответствовать тем качествам или свойствам, которыми наделен изумруд традици­ями фольклорной или мифологической геммологии.

Приводя множество этих примеров, мы неиз­бежно будем сталкиваться со свойствами драгоценных камней. Наиболее близка к Чатуранге геммологическая традиция древней Индии. Это и понятно, поскольку из Индии пришли к нам и слово «чатуранга», и сама шахматная игра.

Знание драгоценных камней в Индии относится к глубокой древности, но офор­млено оно было в виде специальных трак­татов (ратнапарикша) не ранее IV в. н. э., а дошло до нас только в текстах VI–XIII вв. Четыре камня Чатуранги: алмаз, рубин, изум­руд, хрусталь – по-санскритски, соответ­ственно, ваджр (ваджра), падмарага, мараката и путрика. Вот что говорится об этих камнях в древних трактатах.

Ваджр (алмаз) – очень твердый камень, входит в пятерку главных драго­ценных камней, посвящен планете Венере. В нем, как и в каждом камне индийской геммологической традиции, различали, сообразно социальным рангам, четыре категории: брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Брахманом был белый ваджр – ученый–ученость–святость. Кшатрием – красный ваджр–воин–слава. Вайшьей был желтый ваджр – купец – богатство. Шудрой – черный ваджр – рабочий – услужливость. «Кто владеет ваджром, тот владеет миром, но он узнает великое несчастье, и только Бог или женщина могут снять проклятие с камня и принести избавление».

Падмарага (рубин) – драгоцен­ный камень, разновидность ярко-красного корунда, был посвящен Солнцу. По легенде падмарага – это кровь бога Бала, убитого Индрой.

Путрика (горный хрусталь) – прозрачная разновидность кварца, в индий­ских текстах о камнях говорится о 21-й разновидности этого камня и ста тысячах его оттенков. Наиболее ценимыми были путрика цвета «огненного отражения в солнечных лучах» и «отблеска воды при свете луны».

Мараката (изумруд) – драгоцен­ный камень, разновидность зеленого бе­рилла. Входит в пятерку главных драгоцен­ных камней. По легенде он произошел из желчи (печени) бога Бала и был посвящен Меркурию. Этот камень «чистый, как капля воды на листе лотоса, глубокоокрашенный или слег­ка зеленый».

Читая работы древних авторов – ан­тичных, средневековых и более поздних, автор искал в них указания на связь каждого из интересующих его камней Чатуранги со стихиями. Вот что из этого получилось: об алмазе были встречены строки в сочинении Епифания Кипрского, отца церкви IV–V вв.: «Камень Adamant благодаря точному подобию окраски по­хож на воздух».

О красных камнях (в том числе и рубинах) римский эрудит I в. н. э. Плиний Старший говорит, что они получили свои названия «по сходству с огнем». Цвет пад­марага (рубина) в индийских текстах также ассоциируется с огнем.

Рассуждая о смарагде (изумруде), древнегре­ческий философ, отец геммологии Теофраст пишет, что он «передает свой цвет воде»; а некто маг Дамигерон, писавший еще до Плиния Старшего, о том же смарагде писал, что он «… очень красив, эффективен и го­дится при всех гаданиях на воде». В араб­ской книге «О камнях» (IX в.), приписы­ваемой Аристотелю, о зеленом камне забаргаде (изумруде) писалось, что «природа его холодна и суха».

О горном хрустале Плиний Стар­ший, основываясь на более ранних тради­циях, писал как о материале «с водой, преобразованной в прозрачный камень сильным холодом». Теофраст Бомбаст фон Гугенгейм Парацельс (1493–1541) в рас­суждении на тему «Как заклинать кристалл (речь идет о горном хрустале), чтобы в нем можно было увидеть все» отмечал, что «крис­талл имеет природу воздуха и поэтому все предметы, подвижные и неподвижные, ко­торые можно видеть в воздухе, можно видеть и в кристалле».

Как всякий достаточно серьезный тест, Чатуранга подразумевает целостную модель мира, без знания которой невозможна ее полноценная интерпретация. Несмотря на то что в данном руководстве упор будет сделан на практическую часть, основы модели мира по чатуранге необходимы.

Итак, при интерпретации конкретной матрицы первое, что мы должны сделать, это определить: является интерпретируемыйсчетчиком или интуитом .

Счетчик в Чатуранге – это такой человек, который все решения в своей жизни принимает с помощью просчитывания вариантов. Простой пример: человеку нужно либо идти прямо, либо свернуть налево, направо, либо повернуть назад. Для того чтобы принять решение, куда же нужно двигаться дальше, нужно из этих четырех вариантов отбросить три ненужных (например, назад, влево, прямо) и пойти направо.

Более сложный вариант: принимая решение по какому-то принципиально важному вопросу, например: «Как мне жить дальше?», счетчик должен просчитывать определенное количество вариантов. Давайте для примера возьмем, что это двадцать вариантов и для показательности представим, что счетчик взял ручку, лист бумаги и вверху листа написал свой вопрос («Как мне жить дальше?»), а внизу под ним поставил цифры от 1 до 20 и написал двадцать вариантов ответа на этот вопрос. После этого нужно последовательно отметить 19 из 20 вариантов начиная с самого худшего, а оставшийся вариант и будет для него верным решением.

Счетчики отличаются друг от друга числом вариантов, которые они рассматривают при принятии решения, и временем, затраченным на исключение неверных вариантов. То есть один счетчик рассматривает всего два варианта, другой, к примеру, двести вариантов. Один принимает решение в считанные секунды, другой может решать поставленную задачу годами. Структура принятия решения при этом у них будет абсолютно одинаковой, но из них в более выигрышном положении окажется тот, кто за оптимальный промежуток времени просчитает максимальное число вариантов и сумеет исключить из них все ненужные, кроме одного.

В Чатуранге две фигуры-счетчика: это слон и ладья.

Интуит в Чатуранге – это такой человек, который свои решения принимает интуитивно. То есть из всех существующих вариантов человек-интуит выбирает для себя лучший интуитивным образом . В Чатуранге две фигуры-интуита: это король и конь.

Фигуры и камни в Чатуранге .Фигуры в чатуранге (слон, ладья, король, конь) имеют первостепенное значение. Как уже говорилось, слон или ладья относят тестируемого к категории счетчиков, король или конь – к категории интуитов. Камни (алмаз, изумруд, хрусталь, рубин) несут в себе дополнительные характеристики тестируемого, разделяя уже не на 4 типа (по фигурам), а на 16 типов (фигура плюс камень). То есть каждой фигуре соответствует определенный набор качеств, присущих только этой фигуре, а камень дает развернутую характеристику с учетом своего влияния на фигуру. Фигура – камень – это дуальная пара по типу сознание – подсознание. Каждому камню соответствует одна из 4 стихий (вода, земля, воздух, огонь).

Счетные фигуры в Чатуранге . Слона и ладью объединяют логика и понимание мира, в котором они живут. У них одинаковый стиль мышления, они «просчитывают» варианты в любой ситуации. Разница лишь в том, что слон верен своим идеалам (целям), а ладья может их менять.

Счетчик – это «тот, кто считает», об этом можно более широко сказать так: «тот, кто просчитывает свои действия». Похоже на классическую партию в шахматы: я схожу сначала туда, затем – туда, чтобы добиться того-то (в данном случае определенной расстановки, шаха или, наконец, мата). То же и в жизни: если я хочу машину (много денег, положения в обществе, жену (мужа) и много детей, стать профессором… и т. д. и т. п.), то я должен пошагово рассчитывать свои действия. Тут же заложен и ответ на вопрос, почему одни люди (тоже счетчики) добиваются поставленной цели, другие – нет: потому что среди счетчиков тоже конкуренция, и выигрывает тот, кто за меньшее время просчитывает большее количество комбинаций и умеет из просчитанного количества выбрать лучшую.

Слон – в предельном смысле – «несгибаемый человек», фанатик. Основные характеристики слона: целеустремленность, большая сила и выносливость (не обязательно физические), потрясающее упорство в достижении цели, прекрасное владение логикой. Как правило, это те люди, которые считают законы этого мира нерушимыми. Дважды два – для них всегда четыре…

Мир для слона – открытая карта, по которой он намечает свои маршруты. Минус: почти никогда не меняет свою точку зрения, если однажды ее принял. Не пасует перед преградами, зато и не будет искать «обходных путей». Его стиль – лобовая атака. В пределе – фанатик, потому что идея, цель для слона важнее, чем средства для ее достижения. Слабое место: если лобовая атака не удалась или преграда оказалась нерушимой, слон гибнет или теряет веру в себя. Он похож на чугунный прут, который невозможно согнуть, но зато можно сломать при достаточном усилии. А «сломанный» слон (слон, который не смог достичь своей цели) – это «конченый человек», неудачник, которого можно «реабилитировать» только полным триумфом.

Это мощная фигура, которая ходит только по каким-то одним полям: черным или белым. Соответственно «белый» (белопольный) слон – это «положительный герой»: человек, обладающий высокими моральными качествами и свято соблюдающий «кодекс чести», а «черный» (чернопольный) – классический злодей, который для достижения своих целей не брезгует ничем.

Ладья – скорее прагматик, в предельном смысле – хороший политик, поэтому ее можно считать не менее мощной фигурой, чем слон. Внешне (методами) почти неотличим от слона: также прямолинеен, целеустремлен, также упорен в достижении своих целей.

Принципиальное отличие: столкнувшись с непреодолимой преградой, не будет ломать об нее голову, а свернет, но дальше будет двигаться с тем же упорством и целеустремленностью.

Чтобы добиться успеха в жизни, ладье (как и слону) нужно полагаться на интеллект, практически полностью игнорируя интуицию. Чем мощнее интеллект, тем больших успехов добьешься. В отличие от слона, который двигается по жизни похожим образом, для ладьи нехарактерно пытаться пробить лбом неприступную стену, она может поменять свою цель и с не меньшим упорством пойти в другую сторону. Потенциально можно добиться в жизни чего угодно: 90% известных политиков, предпринимателей, руководителей – ладьи. В любой хорошей фирме (организации) во главе, как правило, стоит ладья.

Почему именно ладья? А потому что наиболее приспособлена к нашей жизни: четкий расчет ситуации помогает принимать правильные решения, а гибкость позволяет не расшибить себе лоб. Если хочешь добиваться успеха во всем, это нужно использовать, причем достаточно прагматично.

Ладья – это не женская фигура. В женщинах часто от рождения заложена тяга к принятию интуитивных решений – «захотелось и все». Это – не про них, любое решение в жизни Ладья предпочитает принимать осознанно. Главное тут не в том, чтобы окружающие понимали причины ее решений, главное, чтобы она сама их понимала. Настоящая ладья должна быть практиком, скептиком, прагматиком. Цинизм, никакого альтруизма и романтизма.

Наш мир – это мир победивших счетчиков (читай «технократов», «сторонников научно-технического прогресса» и т. д.). Следовательно: наш мир построен счетчиками и для счетчиков , а интуиты являются малочисленной и даже угнетенной группой.

Поэтому далеко не каждый интуит знает о том, что он интуит; умеет уверенно принимать решения, используя свою интуицию. На практике это означает, что интуиты учатся в школах и институтах, которые созданы счетчиками и для счетчиков, и их с раннего детства воспитывают как счетчиков. Наиболее близкий пример для сравнения: всем известно, что существуют люди-жаворонки, у которых пик жизненной активности днем, и люди-совы, у которых пик жизненной активности ночью. В детстве же все они (по крайней мере, абсолютное большинство) ходят в школы по расписанию жаворонков.

Общий вывод из этого предположения: все (или абсолютное большинство) людей-интуитов либо не знают о своих интуитивных возможностях, либо даже тяготятся ими и не умеют принимать интуитивные решения. Мы их даже можем называть «псевдосчетчиками», так как они пытаются принимать решения не так, как заложено в них природой, а так, как счетчики.

«Псевдосчетчики» . В мире, созданном счетчиками и для счетчиков, интуиты не только находятся в меньшинстве и воспитываются с детства, как счетчики, но и зачастую воспринимают самих себя как счетчиков: то есть так же точно «просчитывают» ситуации или пытаются это делать. Так в чем же все-таки отличие? Оно в том, что, действуя по тому же принципу, что и счетчики, эти люди оказываются несостоятельны: «просчитанный» так же точно вариант оказывается не лучшим, и в этом случае они не выдерживают конкуренции со счетчиками. То есть всех интуитов можно поделить на два типа. Первый тип – те, кто пытаются жить по законам, навязанным им счетчиками. Тогда они вынуждены развивать в себе счетные способности (слабые от природы) и пытаться достойно конкурировать. Как правило, им это не удается, и они всегда остаются на «вторых ролях». Второй тип – те, кто осознает (или догадывается) о том, что не все в жизни можно просчитать и при принятии решений используют интуицию. Люди этого типа могут составлять счетчикам серьезную конкуренцию.

Любой интуит, вне зависимости от того, король это или конь, может принадлежать к первому или второму типам. Интуит, принадлежащий к первому типу, может быть похож на любого из счетчиков и проявлять свои интуитивные способности лишь в редких (возможно, экстремальных) случаях. Интуиты второго типа проявляют свои интуитивные способности всегда (регулярно), причем у королей и коней они проявляются совершенно по-разному.

В отличие от счетчиков (слона и ладьи), интуиты (король и конь) сильно отличаются друг от друга. Связывает их лишь то, что оба они «псевдосчетчики» и конкурентоспособные решения принимают интуитивно.

Рассматривая короля с точки зрения счетчика (т. е. как «псевдосчетную» фигуру), можно сказать, что он «считает недалеко». Как близорукий человек, он прекрасно видит все вблизи, редко и неумело заглядывая вдаль. Он прекрасно справляется с планами на сегодня-завтра. А все, что дальше, чем через неделю-месяц, для него покрыто тьмой. Те короли, которые осознают свои интуитивные способности, могут успешно принимать решения относительно далекого будущего, но, как правило, не могут их объяснить, либо объясняют неверно, путано. Зато они очень кропотливы и внимательны к мелочам.

При всех кажущихся недостатках, короли куда более счастливые люди, чем можно предположить, исходя из сказанного о них. Сила короля как интуита вовсе не в интуитивном предсказании будущего, а во взаимодействии с другими людьми. Именно в этом королю нет равных. Начнем с того, что король совместим с любой другой фигурой (будь на то его желание, естественно). Короли – те люди, которые нравятся другим людям, а в особенности своему окружению. Это своеобразная компенсация за «мелкость» расчетов, их способ выживания в мире счетчиков.

Для короля очень важен свой дом: чем дальше король от него, тем менее уверенно он себя чувствует. Понятие это он определяет сам, но, как правило, это какое-то конкретное место, его вотчина. Король без дома – зрелище жалкое, потерянное, ищущее. Нашедший «свою территорию» очень силен.

Король в противостоянии, несомненно, фигура специфическая: в нем нет силы и упорства слона, он не политик, как ладья, и не настолько хороший интуит, как конь. Поэтому «в чистом поле» он не сможет достойно конкурировать ни с одной из этих фигур. Умный король в этом самом «чистом поле» и не будет ни с кем конкурировать, потому что его сила в другом. Во-первых, в своем «доме» он практически неуязвим, так как окружен крепкими стенами и обожающими его друзьями, которые всегда помогут. Во-вторых, открытое противостояние – вообще не его стиль, это прерогатива слонов и ладей. Статистически среди королей куда больше женщин, чем мужчин.

Конь – наиболее мощная из двух фигур интуитивной группы. Единственная фигура, которой есть что противопоставить любому счетчику даже в лобовой атаке. Но лобовая атака все-таки не его стиль. Его стиль – маневр. Если рассматривать коня как «псевдосчетчика», то его легко спутать с настоящим счетчиком, настолько хорошо он приспособился. Любому счетчику он может представить логически простроенные далеко идущие планы в таком виде, что «комар носа не подточит». Главное отличие коня от счетных фигур: его логические выводы хороши только для счетчиков, в отношении самого коня они не работают. Для примера: счетчик вычислил лучший вариант решения проблемы, поступил так и выиграл; конь, сделав то же самое – проиграл, и не потому, что все плохо просчитал, а потому, что что-то «пошло не так»; лучший для него вариант – все просчитать, а потом поступить абсолютно иначе, непредсказуемо. «Из любых двух путей он выбирал третий» – это про настоящего коня. Вопрос: для чего тогда вообще что-то просчитывать, может, коню нужно просто поступать интуитивно? Нет. В мире интуитов, возможно, это бы и сработало. Но в мире счетчиков, в нашем мире, только просчет двух вариантов позволяет коню выбрать третий – верный. То есть, как это ни парадоксально, лучший, самый успешный конь – это тот конь, который лучше других просчитывает «счетные» варианты, а потом действует по интуиции.

Верно и для коня и для короля в экстремальных ситуациях, когда нет ни секунды для размышления, поступать интуитивно.

Для демонстрации на практике модели мира в Чатуранге попробуем показать, как с помощью матрицы можно определить фигуру и камень.

Рисуем матрицу . Нужно взять лист бумаги и нарисовать на нем квадратик, затем поделить его на клеточки, чтобы получилась матрица 5 на 5.

А теперь попросите тестируемого (тестируемым можете быть и вы сами) произвольно пометить пять квадратиков в этой матрице.

Определяем классическую фигуру. Для определения фигур нужно использовать классические (Алмазные, за исключением Коня) расстановки фигур.

Алмазный Слон. Алмазный Слон совершает «чистый ход» шахматного слона (любая диагональ).

х х х х х

Алмазная Ладья. Алмазная Ладья совершает «классический ход» шахматной ладьи (любая вертикаль или горизонталь)

х х х х х

Алмазный Король. Алмазный Король совершает только ходы шахматного короля.

х х х х х

Определяем фигуру и камень. Камень всегда определяется только после того, как уверенно определена фигура. Именно при определении камня, исходя из модели мира в Чатуранге, нужно дать разные объяснения для интепретаторов-иниуитов и интерпретаторов-счётчиков, как это делать.

Объясняя для интуитов, нужно сказать о том, что любая классическая фигура (кроме Коня) – всегда Алмазная. Изумрудные фигуры имеют минимальное отличие от Алмазных (на одну позицию), Хрустальные – на две позиции, Рубиновые – на три позиции. То есть нужно сначала нужно увидеть основную фигуру, а затем посмотреть, насколько она отличается от классической.

Приведём по одному примеру для каждой фигуры.

Изумрудный слон. Наблюдается смещение от классической расстановки Слона на одну позицию.

х х х х х

Хрустальная Ладья. Наблюдается смещение от классической расстановки Ладьи на две позиции.

х х х х х

Рубиновый Король. Наблюдается смещение от классической расстановки Короля на три позиции.

х х х х х

Хрустальный Конь. Смещение на одну позицию, дающую вместо хода шахматного коня ход шахматной ладьи.

Х х х х х

Подробное практическое руководство по применению теста можно найти в моей книжке .

Описанная методика не единожды была подкреплена практическими исследованиями, в качестве примера можно привести тестирования, проводимые с 1991 по 1994 год в частном колледже «Сурмико» (г. Урай Тюменской области) под руководством А. А. Ратушного, который был одним из руководителей педагогического эксперимента, проводимого Министерством образования на федеральной экспериментальной площадке, развёрнутой в г. Урае в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. В то время было проведено несколько сотен таких тестирований (в том числе групповых), а их целью было выявление закономерностей поведения различных типов сочетаний камень-фигура в учебных группах среди обучающихся, а также среди педагогов и родителей. В дальнейшем эксперименты с использованием Чатуранги продолжались в разных направлениях – А. А. Ратушный разрабатывал использование магических квадратов для тестирования, а его ученики, владеющие методом этого тестирования, пытались применять его в разных областях.

Тесты сегодня очень популярны и носят массовый характер, являясь, по сути, современной разновидностью гаданий. Даже если тест носит строго научный, исследовательский характер, в нем всегда остается процент случайности. В Чатуранге соотношение личностных характеристик реального человека с матрицей остается очень высоким, что ставит этот тест в один ряд с самыми известными и популярными проектными тестами, и даже выше большинства из них, так как интерпретация Чатуранги носит более строгий характер.

Наверное, самой известной предшественницей классических шахмат является чатуранга. О ней по крайней мере тоже слышали все, интересующиеся шахматами. Собственно, до недавнего времени считалось, что именно чатуранга является самым старым из известных видов шахмат, а все остальные произошли уже от неё. Проблема заключается в том, что под названием «чатуранга» скрываются как минимум две совершенно разные шахматные игры («как минимум», потому что их могло быть и больше). В этой путанице не так-то легко разобраться.


Санскритское сложное существительное «чатуранга» переводится как «четырёхсторонняя», «четырёхчастная», «состоящая из четырёх частей»; в ведических текстах оно используется для описания индийской армии, взвод в которой состоял из слона, боевой колесницы, трёх всадников и пятерых пехотинцев (итого четыре рода войск)
Чатуранга известна с VII века н.э. Сразу следует опровергнуть мнение, будто чатуранга - разновидность шахматной игры исключительно для четырёх игроков. Это верно, но только с большими оговорками: сегодня эта разновидность считается всего лишь частным вариантом чатуранги для двоих. Невозможно сказать, какой вариант чатуранги древнее - для двух или для четырёх игроков. Бытует мнение, что четверная игра - предшественница шатранджа, но так ли это?
Очень жаль, что эта теория (происхождение шахмат от 4-частной чатураджи) получила такое широкое распространение в английской и французской литературе, в то время, как всё обстоит с точностью до наоборот. Издания очень авторитетные, на них ссылаются другие исследователи, а с появлением интернета множится количество сайтов, бездумно копирующих устаревшие сведения. Все эти спорные и непонятные моменты в истории древней игры, а также особенности современных индийских шахмат подробно рассмотрели Антон Губанов и Александра Киланова в своём исследовании «В какие шахматы играл Султан-хан?», которое я настоятельно рекомендую всем интересующимся данным вопросом.

Начало этому популярному заблуждению положил английский востоковед и лингвист сэр Уильям Джонс (1746-1794). В 1790 году он истолковал слово «чатуранга» как игру «четырёх военнослужащих», в которую играли в древней Индии, и при этом он ссылался на священный санскритский трактат «Бхавишья Пурана», где брамин по имени Радхаканта рассказывал легенду о сотворении шахмат женой демона Раваны, правителя Ланки, когда тот отправился на войну. Джонс подозревал, что четверная игра была переработанной версией обычной, но его переубедил капитан Хирам Кокс, офицер Ост-Индской компании и губернатор Бенгалии, который безапелляционно утверждал, что четверная игра старше игры для двух игроков. В 1860 году британский лингвист Дункан Форбс в книге «История шахмат» развил идею Кокса в полномасштабную теорию: якобы первыми появились четверные шахматы с использованием игральных костей, постепенно ставшие игрой для двоих, поскольку «четверым игрокам трудно прийти к согласию, а кости исчезли по религиозным причинам». Форбс не настаивал на цейлонской версии, но тоже считал, что тексту «Бхавишья Пураны» около 5000 лет.

В 1874 году немецкий индолог Альбрехт Вебер и голландский историк Антон ван дер Линде доказали, что тексты «Бхавишья Пураны» не могут быть настолько древними и что, по всей вероятности, в них вообще не содержится никакого упоминания о шахматах. Однако американский антрополог и специалист по играм Востока и Америки Стюарт Кулин проигнорировал это утверждение и в 1898 году сформулировал гипотезу, согласно которой эволюция шахматных игр непременно проходила в 4 этапа: «гонки-2» - «гонки-4» - «шахматы-4» - «шахматы-2».
Американец Уиллард Фиске был один из немногих, кто продолжал сомневаться. В 1900 году он писал: «До VII в. н.э. невозможно доказать наличие шахмат в любой стране, любые документальные свидетельства не заслуживают доверия. До этой даты всё покрывает беспросветный мрак» . Окончательно разрушил теорию «Кокса-Форбса» английский историк Гарольд Мюррей, чей монументальный труд «История шахмат», изданный в 1913 году, до сих пор остаётся непревзойдённым. Мюррей показал, что использование костей не запрещалось индийскими религиями, напротив, индийские боги часто изображались играющими. Он также заключил (на основе работы А.Вебера), что если в «Бхавишья Пуране» и упомянуты шахматы, этот источник действительно далеко не такой древний, как считалось, при этом больше ни в каких других Пуранах шахматные игры не упомянуты. «Молчание во всех других трудах на санскрите до 600 г. н.э. делает утверждение Радхаканты в высшей степени невероятным» , - писал он, а теорию Кулина Мюррей и вовсе счёл полностью необоснованной.
На деле вышло так, что и Джонс, и Форбс, и Кулин вдохновлялись в своих поисках всего тремя источниками. Прежде всего это два бенгальских текста конца XV - начала XVI вв.: «Титхитаттва» Рагхунанданы и «Чатурангадипика» («Chaturangadîpikâ») Шульпани. Прочие индийские тексты содержат отрывочные сведения без указания количества игроков, либо речь в них идёт о чатуранге для двоих.

В поэтическом романе Субандху «Васавадатта» (620 г. н.э.) встречается упоминание шахматных фигур или чего-то очень на них похожего («Сезон дождей играл в свою игру, фигуры которой - жёлтые и зелёные, как будто покрытые лаком, лягушата - прыгали по чёрным клеткам садовых клумб» ). В романе Баны «Харшачарита», созданном двумя десятилетиями позже и описывающем правление короля Харши (590-647 гг. н.э.) есть следующие строки: «При этом царе только пчёлы ссорились, собирая нектар […] и только аштапады учили позициям чатуранги» .
Чатурангу знали и кашмирские поэты IX века. Ратнакара в эпической поэме «Харавиджайя» («Победа Шивы», 850 г. н.э.) просто упоминает «…армию квадратной формы с множеством пеших солдат, конницы, слонов и колесниц» , что вряд ли относится к шахматной игре. А вот Рудрата в своём трактате «Кавьяламкара» («Витиеватая поэзия», ок. 900 г. н.э.) приводит три стихотворных задачи на половине шахматной доски (4 горизонтали и 8 вертикалей), где в каждой клетке расставлены слоги - чтобы понять текст, нужно обойти все клетки ходом определённой фигуры (эти задачи даны для обхода ладьёй, слоном и конём, их решения известны из более позднего комментария к трактату).

[Вот схема Рудраты для обхода конём, а рядом - слоном.]
В X веке другой поэт, Пингала, в трактате о стихосложении «Чандас-сутра» тоже советует читателю расчертить таблицу 8х8 «как доска для чатуранги».
Однако третьей и самой важной основой стал монументальный труд о путешествии в северную Индию, написанный хорезмским учёным Аль-Бируни около 1030 гг. н.э.

Будучи придворным учёным султана Махмуда Газневи, Абу р’Райхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни участвовал в его походах в Индию, где прожил несколько лет, а в 1030 году написал трактат «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», в котором среди прочего изложил знаменитую легенду о создателе шахмат, царе и зёрнышках и привёл сравнительное описание шатранджа и индийской чатуранги для четверых игроков. Этот фрагмент чрезвычайно любопытен, его стоит привести полностью.
«Они играют в шахматы двумя комплектами четыре человека одновременно. Что же касается расстановки фигур на доске, то вот её схема:
По той причине, что этот вид шахмат у нас неизвестен, я расскажу то, что о нём знаю.
Дело в том, что четверо играющих в шахматы усаживаются вокруг доски по четырём углам и по очереди ходят фигурами то одного, то другого комплекта.
Из порядковых номеров комплекта <игральных костей - Д.С.> пять и шесть считаются недействительными, и вместо пяти берут единицу, а вместо шести четыре, потому что в изображении эти два числа будут выглядеть таким образом:
6 5
4 3 2 1
Название шах [король] применяется к ферзю.
Каждый порядковый номер комплекта служит [поводом] для передвижения одной из фигур.
Число один - для хода пешки или короля, которые передвигаются как в обычных шахматах; король может быть взят, но не обязательно должен покидать свое место.
Число два - для хода ладьи, которая ходит до третьей клетки по диагонали, как слон в наших шахматах.
Число три - для хода коня, который ходит как обычно на третью клетку, отклоняясь [на одну клетку] в сторону.
Число четыре - для хода слона, который передвигается по прямой линии, как ладья в обычных шахматах, если только нет препятствия на пути его продвижения. Часто такое препятствие бывает, и тогда один из комплектов устраняет препятствие, чтобы он мог продвигаться [?]. Наименьший из [возможных] его ходов - на одну клетку, а наибольший - на пятнадцать, потому что часто в обоих комплектах встречаются либо две четвёрки, либо две шестёрки, либо шестёрка и четвёрка. При одном из этих чисел слон передвигается во всю длину одного края шахматного поля, а при другом числе он передвигается во всю длину другого края шахматного поля, если на его пути нет препятствия. При обоих числах слон может занять клетки на обоих концах диагонали.
Каждая фигура имеет [определённую] стоимость, согласно которой они получают доли ставки, потому что фигуры берутся и остаются в руках [игроков]. Стоимость короля пять, слона - четыре, коня - три, ладьи - два и пешки - один. Игрок, выигравший короля, получает пять, за двух королей десять, за трёх королей пятнадцать, если у выигравшего нет своего короля. А если он сохранил своего короля и завладел тремя королями, то он получает пятьдесят четыре - это есть число, [установленное] по взаимному согласию, а не по законам арифметики».


Судя по этому подробному, хотя и запутанному описанию, ходы фигур в чатурадже (будем именовать этот вид чатуранги так, чтоб не путаться) сильно отличались от современных шахматных. На этот счёт у исследователей существуют разногласия, к тому же, не исключено, что в разных регионах Индии в чатураджу играли по разным правилам. Причём, надо учесть, что судя по записям Аль-Бируни, в арабской и персидской культуре шатрандж - уже давно известная и вполне себе оформившаяся игра для двоих!
Бенгалец Рагхунандана, творивший на рубеже XV-XVI веков, в своей книге «Титхитаттва», именует эту игру «чатураджа» (также «чатураджи» или «чатурадж» т.е. «четыре раджи», «четыре короля» - вообще-то, этим термином называется выигрыш, когда игрок забирает всех королей противника и сохраняет своего). Джонс, Причард, а за ним и прочие европейские исследователи тоже стали использовать это название для обозначения игры для четырёх игроков.
Согласно «Титхитаттве» в чатурадже использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные (аналогично пачизи). Игра всегда шла пара на пару: чёрные и жёлтые против зелёных и красных - этот принцип был заимствован из классических индийских гонок круга и креста и сохранится в том числе и в более поздних вариантах четверных шахмат (Русских четверных и Четверных с крепостями, Енохианских шахмат, шахмат четырёх сезонов, и др.)
Каждый комплект состоял из восьми фигур:
Один Король («Раджа»).
Один Слон («Хасти» или «Гайя»).
Один Конь («Ашва»).
Одна Колесница («Ратха») или «Ладья» («Наука»).
Четыре Воина («Падати»).
Очередь хода переходила от игрока к игроку по часовой стрелке. Помимо этого в игре использовались кубики - возможные ходы определялись броском двух таранных костей D4.
В чатуранге-2 количество фигур для каждой стороны удваивалось, в пару королю придавалась ещё одна фигура - «Мантри» (советник, ферзь, визирь), а кубики либо отсутствовали, либо применялись по желанию. «Советник» был фигурой самой слабой и ходил на одну клетку в любую сторону по диагонали.

Во все разновидности чатуранги играли на одноцветной доске для аштапады 8х8 без чёрно-белой шашечной разметки. В четверном варианте игроки рассаживались по всем четырём её сторонам, и каждый выстраивал свои фигуры на поля в левом нижнем углу. В этом смысле разметка аштапады сама способствовала правильному размещению «войск», а общее расположение фигур на доске в начале партии напоминало свастику. В углу помещался слон, за ним по порядку: конь, колесница и раджа. Перед ними, на второй линии, в ряд размещались пешки.

Такое странное с нынешней точки зрения расположение фигур диктуется особенностями их движения. Так же, как сейчас, ходили только конь и король, да и то короли могли сближаться и рубить друг друга (партия на этом не заканчивалась - войско успешно продолжало сражение без предводителя). Слон по манере движения, скорее, соответствовал современной ладье, а колесница - современному слону (офицеру). Рокировки не было, но из некоторых источников известно, что один раз за игру, уходя из-под шаха, король мог сделать «ход конём».
* Если король становится на исходное поле другого короля («занимает его трон»), игрок получает управление над всеми фигурами данного цвета и выигрывает соответствующую ставку.
* Если король забирает короля противника на его троне, выигрыш игрока удваивается.
* Если короли всех противников побиты королём на их тронах, выигрыш за «чатураджи» возрастает в четырёхкратном размере.
* Игрок, король которого был побит, может выменять его на любого короля, которого он забрал сам.
Мата в любой разновидности старой чатуранги не существовало, целью было полное уничтожение всех фигур противников, однако в варианте для двух игроков победа достигалась также взятием вражеского короля. Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя - это была самая слабая фигура.
До конца неясно, существовало ли правило превращения пешки в четверной чатурадже.

В современных правилах чатуранги практикуется превращение пешек, правда, с большими оговорками, а именно:
* Каждая пешка может превратиться только в ту фигуру, по линии которой она достигла края доски с учётом их расстановки в начале партии, и только в случае, когда хотя бы одна из пешек уже снята с доски.
* Если у игрока на доске все четыре пешки, превращения вообще не происходит.
* Если у игрока одна или две пешки, он может превратить пешку в коня или слона.
* Только если у игрока остались пешка, ладья и король - и больше ничего, пешка может стать любой фигурой, независимо от поля превращения.
* Во всех случаях, когда пешка достигла линии повышения, но не может превратиться, она остается в звании пешки на том квадрате в последнем ряду, куда добралась, ибо назад и вбок пешки не ходят. Но как только появляется возможность превратиться, пешка может превратиться в соответствующую фигуру.
Частично эти правила превращения пешки были заимствованы из шахматных правил, которые бытовали в разных регионах Индии вплоть до начала XIX века, и неизвестно, были они в чатурадже, или нет.
В чатурадже даже со взятием короля игра не заканчивалась, оставшиеся фигуры просто продолжали борьбу. Помимо обычного шахматного взятия, в чатурадже существовал специфический приём «пересечение слонов» (иногда его называют «триумф слона» или «триумф ладьи»), который в шахматах отсутствует: если три слона оказывались на отмеченных центральных квадратах доски, то игрок, пошедший своим слоном в последнее незанятое поле этого квадрата 2х2, забирал всех неприятельских слонов - это был единственный случай, когда игрок вместе с чужими рубил союзную фигуру.

Правда, правила чатураджи по поводу этого эффектного маневра оптимистично сообщают: «Этот частный случай вряд ли произойдёт».
Араб Аль-Адли (ок. 840 г.), учитель шатранджа при дворе халифов Аббасидов и автор рукописного трактата о шатрандже, дошедшего до нас в сборниках других авторов, указывает на различия между арабскими и индийскими правилами своего времени с описанием некоторых тонкостей. По его утверждениям, слон в индийской чатуранге ходит «через клетку по вертикали и горизонтали», пат считается выигрышем для запатованной стороны, а «оголение» короля приносит победу даже в том случае, если соперник может ответным ходом уничтожить последнюю чужую фигуру (в шатрандже в случае подобного окончания партии признавалась ничья). Однако везде в его трактате речь идёт о шахматах для двоих игроков, Аль-Адли ни разу не упоминает игру для четверых, даже когда заводит речь о других известных ему вариантах шахмат.

Тот факт, что в чатурадже использовали кости, также приводят как доказательство древности этой игры. Вряд ли это убедительный аргумент. В древности на Востоке вмешательство случая в игру символизировало руку Судьбы, промысел божий. В игре в кости не было ничего запретного, наоборот. Например, у арабов задолго до чатуранги бытовали шахматные игры с костями на прямоугольной доске 4x16 квадратов, с двумя кубиками, и даже европейцы иногда использовали кости для выбора шахматных ходов (возможно, эта традиция пришла в европейские шахматы из хнефатафла - скандинавской зажимной игры).
Последний довод сторонников первенства чатураджи - присутствие в игре такой фигуры, как ладья, и путаница её ходов с ходами слонов и колесниц, которые, к тому же, то бывают размещены в начале партии близ королевского «дома», то разведены по углам доски. Но такая путаница в старых индийских шахматах была ВСЕГДА. В Пенджабе с VIII-IX вв. угловую фигуру издревле именовали «нáука» (лодка, ладья), в Бенгалии это название бытует и поныне, равно как в Таиланде, Камбодже, на о.Ява и даже на Руси, что косвенно доказывает «восточную» гипотезу проникновения шахмат на Псковщину и Новгородчину. А вот Аль-Бируни и Аль-Адли упоминают арабское название «колесница» («рок»). Ещё большая путаница со слонами. Аль-Бируни при описании хода слона вторит загадке Рудраты (в ней слон имеет четыре хода по диагонали и один вперёд). Аль-Адли приводит совершенно другой ход - через одну клетку по диагонали («озирая поле на две мили» ). Вероятно, «ход Рудраты» в XI веке был правилом исключительно в чатуранге для двух игроков - много веков спустя он всё ещё использовался в шахматах соседней Бирмы, да и сегодня практикуется в таиландских шахматах «макрук» и камбоджийских «ок-чатранг». Во времена же Аль-Адли слон приобрёл диагональные ходы. При этом остаётся не совсем ясным, как ход слона мог иметь «длину от 1 до 14 клеток» на доске 8х8, и каким образом «удалялось препятствие» при помощи броска костей. Первую загадку отчасти проясняет более поздний трактат «Манасолласа», где сказано, что слон мог ходить на любое количество клеток по вертикали и горизонтали (то есть, на каком-то этапе эволюции шахмат слоном именовали нынешнюю ладью).
В санскритской книге X века «Нитивакьямурта» приведён афоризм: «В чатуранге не бывает раджи без советника» . Довольно странно, что индийский автор не знал о чатуранге в её четверном варианте, где нет ферзей! При этом чуть позднее, в XI веке, когда арабский мир уже вовсю освоил шатрандж, Аль-Бируни пишет свой трактат и откровенно удивляется индийским правилам. Таким образом получается, что даже самые ранние документальные описания четверных индийских шахмат упираются в XI век.
Так что, хоть чатураджа-4 и выглядит более примитивной разновидностью шахмат, она вряд ли возникла раньше XI века (правда, действительно в Индии). Но если она была родоначальницей игры для двоих (чатуранги-2), непонятно, почему она не распространилась среди соседних народов, не упомянута в ранних письменных источниках и не встречается в археологических находках. В отличие от арабов и персов, индийцы не уделяли внимания записям правил, а в том небольшом количестве санскритских текстов до 1000 года, где упомянута чатуранга, нигде не указанно количество игроков. Всё это наводит на мысль, что чатураджа-4 вполне может быть поздним вариантом чатуранги-2. Кубик в таком случае не упразднили в ходе эволюции, а наоборот - ввели в игру на этапе становления, и в целом мы имеем дело не с «рудиментом», а «атавизмом», то есть, это не архаика, а сознательно упрощённый игровой процесс.
Увы, ошибочные теории обычно отмирают с большим трудом. Даже после стольких лет исследований многие люди отказываются верить фактам по разным причинам. Кого-то просто забавляет мысль, что в ранние шахматы играли именно так - вчетвером, «с игрушечным кубиком», или они прочли об этом в книге, газете или на сайте, или увидели по телевизору в популярной передаче. Кое-кто уже подвёл под это дело солидную эзотерическую, философскую и астрологическую базу («магическое число 4», «4 стихии», и т.п.) и теперь отстаивает эту версию с упорством, достойным лучшего применения. Впрочем, это их полное право.
Не секрет, что в летописях многие реальные исторические эпизоды искусственно приводятся в соответствие с более поздней традицией, романтизируются. История шахмат не является в этом смысле исключением. Нельзя отрицать, что чатураджа реальна: она существовала в таком виде в Индии до начала XX века, хотя в новейшее время в неё уже практически никто не играл, и все современные варианты являются не более чем реконструкциями, однако нет никаких исторических свидетельств того, что она является предшественницей современных двусторонних шахмат. Это совершенно обособленная разновидность ранней шахматной игры, которой индийцы попытались придать азарт и динамику при помощи костей, ибо нормальная игра с таким количеством игроков и таким набором фигур медлительна и откровенно скучна.

Что удивительно, четверная игра существует до сих пор под названием «чатуранга», продолжая и без того затянувшуюся путаницу. В разных странах есть клубы любителей чатуранги, фирма «Noble Knight Games» выпускает очень неплохие игровые наборы. Впрочем, энтузиасты могут сами легко сделать такой комплект при помощи обычных шахмат и трёх баллончиков с разными красками или вовсе взять обычный шахматный набор, использовав ферзей как королей.

В игре используют две кости D2 с разметкой 1:2:4:3. Если кости упали так, что ход сделать невозможно (например, игрок выбросил дубль 4:4 в свой первый ход), очки «сгорают». В прочих случаях можно использовать один или оба результата. Если выпал «дубль», игрок может сходить два раза одной фигурой или по одному разу двумя указанными фигурами, если это возможно. Помимо этого игрок может отказаться от выпавшего результата, если считает, что он ему невыгоден, и вообще не ходить. Чтобы не путаться в очках, сегодня к игре обычно прилагают специальные кости, на которых вместо числового номинала вырезаны символы шахматных фигур.

Около 1130 года король Сомешвара III, правивший Центральной и Южной Индией, составил энциклопедию «Манасолласа», последний том которой посвящён играм. В нём и содержится первое в индийской литературе описание двухсторонних шахмат. Расстановка фигур уже вполне традиционна (правда, точное положение королей и ферзей не даётся). Их ходы совпадают с теми, что приводит Аль-Бируни: ладья перемещается через клетку по диагонали, а слон ходит как современная ладья и может, как конь, перепрыгивать через другие фигуры. Позже эти фигуры поменяются местами и ролями.
Правило превращения пешки не вполне понятно: достигнув 8-й горизонтали, пешка может стать только ферзём, но не сразу, а «после возвращения» (возможно, имелось в виду, что пешка обретала свойство превращённой фигуры не сразу по достижению восьмой горизонтали, а только делая первый ход в новом качестве).
В отличие от правил Аль-Бируни, в «Манасолласе» недвусмысленно сказано, что король не может быть побит, и для победы его нужно именно заматовать. В заключение даётся краткое описание четырёхсторонних шахмат (вероятно, потому что эта игра не имела такого значения, как обычные). Интересно, что фигуры в них тоже раскрашены только в два цвета - белый и красный, а кости не упомянуты вовсе.
В Иране и Средней Азии, куда чатуранга попала из Индии в ходе культурного обмена, игра стала называться «чатранг». Древнеперсидская летопись «Чатранг-Намак» («Книга о шахматах»), датированная 750-850 гг. н.э., описывает прибытие чатранга ко двору государя Хосрова I Ануширвана с индийским посольством и дальнейшее соревнование придворных мудрецов, результатом которого стало появление нард и посрамление индийцев, хотя в подлинности этой истории учёные сомневаются.

Тем не менее, и Аль-Бируни, и Аль-Адли, и многие другие мудрецы того времени были убеждены, что шахматы появились именно в Индии. Тот же Аль-Адли пишет об этом совершенно недвусмысленно: «Общепризнанно, что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга «Калила и Димна», девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы» .


*

Понравилось? Лайкни нас на Facebook