Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки. Пространственные представления. Вверху. Внизу. Слева. Справа Определи порядок расположения фигур сверху вниз

Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
Цель: развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе бумаги , которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


2. Знакомство с клеткой.
В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.


5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.


Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Спасибо за внимание!!!

Ребенок, который готовится пойти в школу должен уметь ориентироваться на двумерной плоскости. Уверено располагать геометрические фигуры на плоскости, таким образом, как указано в задании. При этом четко и подробно объясняя свои действия.

Начинаем с расположения предметов на плоскости, или на листе бумаги, в заданном направлении, то есть снизу вверх или сверху вниз. В качестве предметов возьмем простые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Расположите фигуры на белом листе сверху вниз, объясните свои действия ребенку. Важно, чтобы ребенок не просто кивнул головой, а повторил ваши действия сам на другом листе бумаги и при этом объяснил свои действия: я располагаю сверху вниз предметы: треугольник, под ним квадрат, под ним круг.

Затем повторите те же действия, но теперь снизу вверх, затем слева направо и справа налево. Ребенок при этом обязательно должен объяснять свои действия развернуто. В дальнейшем это поможет ребенку в обучении и литературе, русскому языку, математике и другим предметам.

После того, как ребенок стал уверенно выполнять задания, продолжите занятия следующим образом: Сначала расположите фигуры на листе бумаги в три ряда по три фигуры в ряд. Расскажите ребенку какая фигура в центре, какая слева от неё, справа, сверху, снизу. Опишите все фигуры. Теперь попросите ребенка, уже самостоятельно, расположить геометрическую фигуру, например, зеленый треугольник в центре листа. Затем слева от центральной фигуры попросите расположить другую фигуру, например красный круг. Затем следующую фигуру, желтый квадрат, попросите расположить сверху от красного круга. Снизу от центральной фигуры – синий прямоугольник и так далее, полностью заполните лист бумаги фигурами 3 х 3. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его описать расположение предметов. С чего он начал и чем закончил: В центре я расположил(а) зеленый треугольник, слева от него я положил(а) красный круг и так далее. С помощью этих занятий ребенок не только научится ориентироваться на плоскости, но и будет развивать память.

Игра – запомни

Расположите на листе бумаги геометрические фигуры, например, так:

  • первый ряд – синий квадрат, пусто, красный круг;
  • второй ряд – в центре желтый треугольник;
  • третий ряд – справа зеленый прямоугольник;

Дайте ребенку время на запоминание расположения фигур, затем уберите фигуры. Теперь ребенок должен по памяти восстановить расположение фигур, сопровождая свои действия подробными комментариями. Когда ребенок будет уверенно и правильно выполнять задания, усложняем: Также располагаем четыре – пять фигур в произвольном месте, но количество предложенных фигур для выполнения задания должно быть больше, чем фигур, которые предложены для запоминания, то есть если для запоминания предложены желтый квадрат, красный круг, синий треугольник и зеленый прямоугольник. После запоминания, смешайте эти фигуры с другими такими же, но других цветов – красным и синим квадратом, зеленым и желтым треугольником и так далее. Теперь ребенку придется выбирать из большего количества предметов разных цветов.

С помощью определенных типов Соединенных документов, таких как блок-схемы и сетевые схемы, вы можете с помощью фигур изменить макет и настроить команды макеты в меню фигуры для быстрого перемещения фигур на нужное место после их появления на рисунке. страниц.

Команда « изменить макет фигур » часто работает быстрее, чем перетаскивать каждую фигуру в новое место на рисунке. Например, если вы обновляете крупную блок-схему, чтобы включить новый процесс, вы можете добавить и подключить фигуры, составляющие процесс, а затем с помощью команды изменить макет фигуры снова разложить обновленный документ.

Если команда изменить макет фигур не дает нужных результатов, вы можете воспользоваться командой " настроить макет " в меню " фигура " для выполнения указанных ниже действий.

    Управление расположением фигур на странице документа

    Изменение способа маршрутизации соединительных линий между фигурами

    Изменение объема свободного места между фигурами

Повторное создание макета фигур

    В меню фигура выберите команду изменить макет фигур .

Команда " изменить макет фигур " лучше подходит для подключенных документов, таких как блок-схемы, сетевые схемы, организационные диаграммы и схемы с иерархией.

Команда « изменить макет фигур » также лучше подходит, когда фигуры соединены в правильном порядке. Например, в схеме сверху вниз должна быть соединена с верхней фигурой, а конечная точка соединителя должна быть соединена с нижней фигурой.

Настройка макета фигуры

    Выполните одно из следующих действий:

    • Чтобы создать макет страницы целиком, убедитесь, что ни одна фигура не выделена.

      Для размещения части страницы выделите эти фигуры.

    В меню фигура выберите команду настроить макет .

    В списке Применить параметры к выберите вариант или Текущая страница .

    В разделе Размещение выберите нужные параметры размещения.

    • Стиль. Выберите этот параметр, чтобы настроить стиль расположения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно. Нажмите кнопку циклически для чертежей без направления, например для сетевых документов.

      Направление Выберите этот параметр, чтобы указать направление, используемое для размещения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

      Выравнивание Выберите этот параметр, чтобы указать способ выравнивания фигур. Этот параметр доступен только в том случае, если выбран стиль размещения иерархии .

      Интервал . Выберите этот параметр, чтобы настроить интервалы между фигурами.

    В разделе соединительНые линии выберите нужные параметры соединителя.

    • Стиль. Выберите этот параметр, чтобы указать тип пути к документу или маршрут, который используется для соединения фигур. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

      Вид. Выберите этот параметр, чтобы указать, что соединительные линии являются прямыми или изогнутыми. ВзГляните на предварительный просмотр, чтобы убедиться, что вы выбрали, что вам нужно.

    Чтобы применить выбранные параметры соединительной линии, установите флажок Применить стиль маршрута для соединителей .

    Чтобы увеличить страницу документа, когда фигуры размещаются, установите флажок увеличить страницы по размеру документа .

    Нажмите кнопку ОК .

Каждый шахматист должен уметь записывать расположение фигур на доске и шахматный поединок. Для этих целей и придумана шахматная нотация – своеобразный язык мудрой игры!
Зная, как обозначаются поля и фигуры (см. уроки №1 и №2), можно легко записать расположение всех фигур на шахматной доске. Для этого к сокращенному обозначению каждой фигуры добавляется обозначение поля, на котором она находится. Как видите, все просто!
Вначале записи указывается расположение белых фигур, а затем – черных. Сначала пишется положение короля, затем ферзя, ладей, слонов, коней и пешек. Одинаковые фигуры записываются в порядке их расположения от вертикали «a» до «h», а при расположении фигур на одной вертикали – от 1-й до 8-й горизонтали.
Давайте запишем положение фигур в начальной позиции (№1 ).

Белые: Крe1, Фd1, Лa1, Лh1, Сc1, Сf1, Кb1, Кg1, пп. a2, b2, c2, d2, e2, f1, g1, h1
Черные: Крe8, Фd8, Лa8, Лh8, Сc8, Сf8, Кb8, Кg8, пп. a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7

А вот как записывается позиция на диаграмме №2 .

Белые: Крf4, Сc6, Сc7
Черные: Крd2, Сc3, Сf1, п. c2

Не представляет сложности и запись ходов целой партии или какой-то позиции. Так как любой ход это перемещение фигуры с одного поля на другое, то для его записи указывается буквенное обозначение фигуры, затем пишется поле на котором эта фигура стояла; и в самом конце – поле, на которое эта фигура пошла.
Разберем несколько примеров. В начальной позиции (№3 ) первым ходом белый конь пошел на поле f3.

Запись этого хода будет выглядеть так: 1.Kg1–f3.
Цифра с точкой перед названием фигуры означает порядковый номер хода. Для большей наглядности между полем, где стояла фигура и полем, куда она пошла, ставится тире.
Если ход делается с взятием какой-то фигуры, то вместо тире ставится знак двоеточия «:». Буквенное обозначение сбитой фигуры в записи ходов не указывается.
На диаграмме №4 восемнадцатым ходом белый слон побил черную ладью.

В нотации этот ход будет смотреться так: 18.Сb2:h8 .

Часто в шахматных книгах приводятся комментарии, которые начинаются с хода черных. Для обозначения хода черных после порядкового номера ставятся три точки «…». Например, запись 23…Фс1:с8 означает, что двадцать третьим ходом черный ферзь с поля с1 побил какую-то белую фигуру на поле с8.

При ходе пешкой пишется только начальное и конечное поле. Например, запись 1.e2–e4 означает, что первым ходом белая пешка пошла с поля e2 на поле e4. Запись 12…с7–с6 означает, что двенадцатым ходом черная пешка пошла с поля с7 на поле с6.
Если пешка достигает поля превращения (белая – 8-й горизонтали, а черная – 1-й), то после обозначения полей ставится сокращенное обозначение фигуры, в которую эта пешка превратилась.
На диаграмме №5 черная пешка сороковым ходом превращается в ферзя.

В записи этот ход будет выглядеть так: 40…e2–e1Ф .
Короткая рокировка обозначается «0–0 », а длинная: «0–0–0 ».
Условное обозначение шаха: «+ ». Мат имеет символ «# ».

На диаграмме №6 (исходная позиция) и №6а белые сделали длинную рокировку и одновременно объявили шах черному королю.

№6 №6а

В нотации этот ход будет записан так: 1.0–0–0+
Заметим, что если при рассмотрении какой-то позиции из книги, журнала и т.п., предшествующие ходы не указаны – счет ведется с первого хода!

Внимание! В некоторых шахматных изданиях обозначение шаха после хода не ставится, а мат обозначается символом «х».

В шахматной литературе, вы можете также встретить приведенные ниже символы. Постарайтесь их запомнить.

«! » – Хороший, сильный ход;
«!! » – Отличный, очень сильный ход;
«? » – Слабый ход, ошибка;
«?? » – Очень плохой ход, грубая ошибка;
«?! » – Сомнительный ход;
«!? » – Ход, представляющий опасность для соперника, но при лучшей защите противник избегает неприятностей.
После шахматных ходов иногда стоят значки, обозначающие оценку позиции. О них мы поговорим позднее. Некоторые шахматные издания используют также дополнительные значки. Расшифровка этих символов обычно приводится в конце книги.
А теперь поговорим непосредственно о записи самой партии. Здесь важно отобразить все ходы белых и черных в той последовательности, которые были сделаны на шахматной доске. Причем, ход белых и ответ черных считается за один ход!
Запись ходов может вестись двумя способами: в столбик и в строчку .
1) Запись ходов в столбик применяется в турнирных партиях на специальных бланках. В этом случае с левой стороны пишутся ходы белых, с правой стороны – черных. Ниже приведена запись четырех первых ходов шахматной партии, в которой был разыгран популярный дебютный вариант.

1. е2–е4 е7–е5
2. Кg1–f3 Kb8–c6
3. Cf1–c4 Kg8–f6
4. Kb1–c3 d7–d6

(Диаграмма №7 )

2) В шахматной литературе применяется (для экономии места!) запись ходов в строчку. Пример такой записи приведен ниже:
1.e2–e4 e7–e5 2.Фd1–h5? Кb8–c6 3.Сf1–c4 Кg8–f6?? 4.Фh5:f7# (диаграмма №8 ).
Подобный мат, получивший название «детский», часто встречается в партиях юных шахматистов.

Рассмотренная выше система записи ходов носит название «полной нотации ». Наряду с ней применяется и так называемая «сокращенная нотация ». Ее суть заключается в том, что разыгрывая партию, мы знаем, на каком поле стоит та или иная фигура. Поэтому, после номера хода записывается только название фигуры и поле, на которое она пошла.
Вот как в сокращенной нотации будет записана предыдущая партия: 1.e4 e5 2.Фh5? Кc6 3.Сc4 Кf6?? 4.Ф:f7# .
В сокращенной нотации, если на одно и то же поле могут пойти две одноименных фигуры (например, два коня или две ладьи), то после обозначения фигуры добавляется буква той вертикали или цифра той горизонтали, на которой стояла эта фигура перед ходом.
На диаграмме №9 и №9a показан случай, когда дописывается буква после названия фигуры.

№10 – исходная позиция с ладьями на вертикали «e». №10a – позиция после хода ладьи.
Правильная запись этого хода в сокращенной нотации: 1.Л2e5+ .

В сокращенной нотации только взятие пешкой отличается от взятия другими фигурами. Для сравнения, приведем запись взятия конем какой-нибудь фигуры: 1.Кc3:b5 (полная нотация) и 1.K:b5 (сокращенная нотация).
А вот как выглядит запись, когда пешка берет какую-то фигуру: 1.f4:e5 (полная нотация) и 1.fe (сокращенная нотация).

Как видите, в сокращенной нотации при взятии пешкой после номера хода пишется буква вертикали, на которой она стояла, а затем – буква вертикали, на которую она перешла после взятия!

Сокращенная нотация требует меньше места для записи. Но, чтобы избежать разночтений, её нужно вести очень внимательно. Особенно при записи ходов одноименных фигур!
В заключение урока покажем еще несколько разновидностей сокращенной нотации, применяемых в шахматной литературе. Например, в книгах по теории дебютов применяется дробная система записи ходов. После номера хода стоит дробь, в числителе которой находится ход белых в сокращенной нотации, а в знаменателе – ход черных в сокращенной нотации.
Иногда вместо русских буквенных обозначений фигур используются английские аналоги.
Король – К; Ферзь – Q; Ладья – R; Слон – B, Конь – N. Пешка, как и в русском варианте, без буквенного обозначения.
Особой популярностью в современной шахматной литературе пользуется сокращенная нотация, в которой вместо буквенных обозначений фигур печатаются их символы. Вот как в этом случае будет записан «детский мат» (№8 ):

Начинающим шахматистам на первых порах мы рекомендуем записывать ходы только в полной нотации. После того, как вы научитесь механически записывать ходы, можно переходить к сокращенному варианту.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook