Разновидности натуральной патины на монетах. Патинирование монет (искусственное старение) Патинирование серебряных монет серной мазью

Защитная пленка на металле называется патиной. Патинирование монет придает им вид старины. Можно сказать, что это искусственное старение. Зачастую патинирование применяется после чистки монет, так как родная защитная пленка может повредиться или совсем уничтожиться. Как нанести патину на медную монету в домашних условиях, и что для этого нужно?

Способы патинирования

Для того чтобы придать эстетический вид монетам, повысить цену при продаже, используют несколько способов нанесения патины.

Монета до и после нанесения патины

Патинирование медных монет можно осуществлять дома с помощью:

  • нашатырного спирта;
  • серной мази;
  • марганца и медного купороса;
  • гипосульфита натрия;
  • газовой плиты;
  • аммиака.

1) Если вы хотите придать медной монете приятный коричневый цвет, для патинирования можно использовать нашатырь. Для этого поместите монету в закрытую емкость с паром спирта, при этом монета не должны касаться жидкости. Для этого монету подвесьте или поместить так, чтобы все ее стороны могли покрыться ровной пленкой. Закрытый контейнер нагревать нельзя, так как может образоваться конденсат, что приведет к неровному патинированию. На пару монету оставляйте всего на несколько минут, не передерживайте.

2) Для того чтобы придать монетам темно-коричневый цвет, нанесите на нее серную мазь, тщательно втирая. Но делайте это под водой. Когда монета начнет немного темнеть, вынимайте ее из воды. Хорошо высушите салфеткой, так как если не убрать все серную мазь, то монета может почернеть. После всех процедур оставьте ее на два дня в покое, после чего отполируйте вазелиновым маслом.

3) Нанесение патины на медные монеты с помощью марганца или медного купороса является хорошим способом, чтобы получить светлый или темный коричневый цвет. Для этого сделайте раствор из половины литра воды, трех грамм марганца, 30 грамм купороса. Нагрейте его до 90 градусов, положите в раствор монеты минут на пять, но через каждую минуту переворачивайте их на другой бок. Выньте, посмотрите цвет, если бледноватый, положите еще. После того как вы добились нужного оттенка, тщательно протрите монету пальцами.

4) Для получения бронзового цвета используйте гипосульфит натрия. Опустите в него монету на несколько секунд и хорошо протрите салфеткой.

5) Медную монету можно нагреть на газу. Держите монету с помощью зажима и разогревайте ее до золотистого цвета, после чего смажьте детским кремом с помощью пальцев. Монета покроется светло-коричневой пленкой.

6) Еще один способ получить светло-коричневую патину более сложный. Для этого понадобится нейтрализатор ржавчины и кусочки меди. Ждем, пока цвет меди станет синевато-зеленым, после чего вытаскиваем ее из нейтрализатора и кладем в туда монеты. Промойте монету водой и нанесите серную мазь.

7) Можно патинировать монету с помощью аммиака. Для этого возьмите емкость, налейте на дно аммиак. Поставьте стакан или рюмку, положите сверху ватный диск, на него - монету. Монета не должна касаться аммиака, она патинируется на парах. Емкость обязательно закрывайте. Через пятнадцать минут переверните монету на другую сторону.

Для того чтобы правильно наносить патину, нужна сноровка. После нескольких попыток вы уже будете знать, как добиться нужного эффекта. Патинированные монеты стоят дешевле, чем изделия с «родной» защитной пленкой, поэтому патинируйте монеты, только после того, как ее пленка уничтожена или повреждена.

Как распознать патинированную монету?

Искусственную патину можно распознать если:

  • неровно ложился цвет;
  • пленка нанесена поверх царапин и повреждений;
  • оттенки получились неестественные;
  • патина не окрасила изделие в углублениях;
  • окраска поверхностная.

С помощью патинирования медные монеты снова приобретут вид старинных монет различных оттенков.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В очередной статье мы расскажем, что такое патинирование монет и как его делать. Чистка и патинирование монет почти всегда связаны друг с другом. Зачастую после процесса чистки мы получаем неестественный блеск монеты или неприятный оттенок цвета. «От начальной цены теперь скидывай половину», - ворчат форумные эксперты, рассматривая ваш только что отчищенный экземпляр. Вернуть монету к привычному виду поможет средство для патинирования монет или наведение патины вручную. Способы патинирования монет зависят от металла, с которым нам предстоит работать.

Теория патинирования

Слово "патина" кажется нам исконно русским, как "старина" или "родина", но оно пришло к нам из итальянского языка. Появляется она благодаря химической реакции, трансформирующей поверхность монеты. На серебре или меди патина смотрится красиво, тогда как патина на алюминиевой монете представляет собой мутную плёнку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене. Пятнистая или частичная патина также не добавляет очарования монете. Поэтому патину, уродующую внешний вид монеты, убирают. Следует помнить, что патина - это часть монеты . Если процессы окисления затронули глубинные слои, то после очистки вместо монеты мы получим тонкую пластину с бесформенными рытвинами вместо рисунка. Но даже неплохо сохранившиеся монеты после чистки могут выглядеть неприглядно. Особенно это касается медных монет, которые обретают режущий взор рыжий цвет. Однако можно вернуть монете вид непотревоженной старины. Для этого служит патинирование - процесс наведения искусственной патины.

Доступность наведения патины


Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.

Патинирование медных монет


Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.


Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.


Патинирование серебряных монет

Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.


Когда всё происходит само собой

Если наводить патину на бронзовые монеты , то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению "кабинетной" патины .

Патинирование монет - это быстрый и эффективный способ придать им старинный вид. Способов нанесения темного налета много, выбирать их нужно в зависимости от типа металла и желаемого оттенка. Чаще всего процедуре подвергаются медные поверхности, но иногда состаривают монеты из никеля, бронзы и даже серебра.

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.

Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.

Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Особенности и способы патинирования монет в домашних условиях

В зависимости от металла, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Все они выполнимы и не требуют знаний древних алхимиков и специальной лаборатории. Большинство видов патины наводится простыми способами, но не стоит ожидать от нее сверхэффекта. Дефекты монеты, такие как дыры, рытвины, забоины, подтеки, образовавшийся слой не скроет, а только изменит их окраску.

Чем качественней будет выполнено патинирование, тем ценней станет монета. Опытные коллекционеры знают, что искусственный налет не добавляет финансовой значимости изделиям. Но патина, наведенная по всем правилам, ничем не отличается от естественной. Монета приобретает благородный раритетный вид в глазах потенциальных покупателей. Универсального метода окисления не существует и наиболее подходящий из всех подбирается только экспериментальным путем.

Патинирование медных монет

Патинирование медной монеты выполняют серной кислотой. Средство наносится на металл, и буквально в течение нескольких секунд она темнеет. После процедуры изделие обязательно промывают с мылом, чтобы окислительные процессы не продолжались. Получившаяся от серной мази патина имеет достаточно насыщенный черный цвет, но она неустойчива. Если потереть поверхность тканью, налет сотрется, поэтому данным методом стоит пользоваться в крайнем случае.

Патинирование медных монет нашатырным спиртом проводят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. пары вещества довольно едкие. Обрабатываемую монету окисляют в закрытой банке или контейнере. Для этого ее помещают в емкость с нашатырем так, чтобы она контактировала только с его испарениями, а не с жидкостью. Емкость плотно закрывают и выжидают 15-30 секунд. Если же монету оставить на долгий срок, то ее можно испортить. Патина не станет темнее, а на изделии появятся очаги коррозии.

Справиться с задачей обработки монеты нашатырными испарениями проще на словах, чем на деле. Ее либо подвешивают, либо кладут на ватный диск внутри банки. Это позволит ей покрываться патиной равномерно с двух сторон. Спирт наливают в самом конце, после проведения подготовительных манипуляций. Затем плотно закрывают емкость крышкой.

Пары нашатырного спирта способны за несколько минут покрыть монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Блеск устраняется, и изделие приобретает красивый раритетный вид.


Патинирование монет марганцовкой и медным купоросом дает быстрый результат и налет коричневого оттенка. Посуду для работы берут ненужную, т.к. после патинирования она вряд ли отмоется и ее придется выбросить. Для приготовления раствора берут 200 мл дистиллированной воды и по одному грамму порошков. Все тщательно перемешивают, доводят на плите до кипения и в получившийся состав опускают монету на 1-2 минуты.

Чем дольше монета находится в растворе, тем патина более темного цвета получится. Через 10 минут изделие приобретет почти черный цвет. Это нужно учитывать при достижении желаемого оттенка оксидной пленки.

Патинирование серебряных монет

Придать серебряным монетам темный цвет довольно просто. Для этого понадобится аммиак или нашатырный спирт. Изделие на 20-30 минут помещают в морозильную камеру. После этого ее достают, берут пинцетом за один край и подносят к открытому флакону нашатыря. Она буквально сразу начинает реагировать на пары нашатыря и покрывается серым налетом патины. Процедуру прекращаю тогда, когда серебро приобретет нужный оттенок.

Есть еще один способ патинирования серебряных монет - вареными яйцами. Их отваривают до крутого состояния, разрезают пополам и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Яйцо начинает выделять сероводород, из-за чего монета покрывается серой пленкой. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие.

Нюансы патинирования монет естественным образом

Нанести на монету патину можно и без использования вышеописанных материалов. Существует способ патинирования бронзы естественным путем. Для этого изделия выносят на солнце и оставляют их там на довольно длительное время. В течение 1-2 лет нужно следить, чтобы монета все время подвергалась воздействию солнечных лучей. Конечно, быстрым такой процесс трудно назвать, но его плюс в том, что медь приобретет природный состаренный вид. «Солнечную» патину будет сложно отличить от природного слоя окислов.

В домашних условиях можно попробовать навести темный налет деревом. Некоторые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.

Если в патинировании монет нет никакого опыта и даже четкого представления, как этот процесс происходит, лучше отказаться от затеи или предоставить сделать это специалисту.

С точки зрения химика, налет на медных или серебряных монетах – это окисление поверхности. Подобно ржавчине на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, ксвенно свидетельствует о ее подлинности и делает монету уникальной. Патина – результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно. Искушенные нумизматы считают, что патина – это жизненный опыт монеты, ее душа.

Западные дилеры заметили, что налет эпох ценят опытные коллекционеры, в то время как нумизматы-новички предпочитают блестящие монеты.

«Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной. Но такие опасения неразумны. Старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различных оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных, и я надеюсь, что коллекционеры, которые еще не оценили достоинства монет, покрытых патиной, научатся этому».

То есть добавит ли патина монете стоимости – это вопрос личных предпочтений. Критерий оценки субъективен – красиво или некрасиво выглядит окисление на данной конкретной монете. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды.

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в небольших количествах присутствуют в атмосфере. Например, соединения, содержащие серу. Некоторые коллекционеры утверждают, что серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом образование патины, прекратится.

Виды патины

Разные металлы покрываются патиной по-разному. Считается, что патина на серебряных монетах в целом выглядит привлекательнее. Небольшие количества сероводорода в воздухе приводят к образованию на поверхности монеты сульфида серебра. Альбомы для хранения монет, кожаные кошельки или холщовые мешки могут выделять сероводород. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов, как правило, черного цвета из-за воздействия содержащих серу аминокислот, которые образуются в результате разложения органики.

Хотя чаще всего патина на серебре – результат реакции с серой, серебро реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».

Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Монета, в составе которой присутствует медь, может покрыться зеленым налетом. Медь и ее сплавы – бронза и латунь – более подверженны химическим реакциям.

Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом и сульфидом меди, зеленая и голубая – различными солями меди: хлоридом, ацетатом, карбонатом. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.

Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.

Золото , наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве.

Никель , как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой. Иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ (поливинилхлорид, полихлорвинил) при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, скорее всего, искусственного происхождения.

Цвет патины зависит от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже – в зеленовато-голубой и черный. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т. д.

Многие серебряные монеты с некрасивой патиной пострадали в результате обработки тиомочевиной для удаления налета. Вымытые в ней монеты могут выглядеть привлекательно, но передержанные теряют свой блеск и смотрятся безжизненно. Если после обработки монету не сполоснули как следует, то со временем она покроется пятнами и коррозией.

«Кабинетная патина» . «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. За рубежом термин «кабинетная патина» используется редко.

Различают множество разновидностей патины: дикая патина, «пулевая» (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты некоторыми грейдинговыми компаниями оцениваются дороже, что стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты – царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

Способы создания искусственной патины

Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками, вымачивание в тонком слое кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с добавкой серы.

На медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе, медного купороса и марганцовокислого калия. Часто в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.

Грейдинговые компании ежегодно разоблачают множество монет с искусственной патиной.

Наиболее характерные признаки искусственной патины:

* округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно;

* цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;

* неестественные цвета на серебряных монетах – хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;

* патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;

* патина лежит поверх царапин или других отметин;

* патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;

* патина имеет желто-коричневую, дымчатую окраску.

Искусственная патина зачастую считается существенным недостатком монеты. А натуральная в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и дилеров может расцениваться как преимущество.

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.

Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.

Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.

Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.

На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.

Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.

В общих словах на эту тему можно сказать следующее:

1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.

2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.

3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.

4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.

5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.

Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.


:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:

Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.

Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.

Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.


Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.

Определение сохранности монет

В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.

В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.

Вот несколько примеров такой патины:


Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.


Загрязнения и утраты

Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.

Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.

Вот несколько примеров:


В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.

На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.


Разрушения и утраты

К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.


Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен

Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.

Общий вид монеты.


Обратная сторона монеты. Утраты.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook