Правила игры го. Правила игры в го Японская игра го

Игра Го - интеллектуальная настольная стратегическая игра, официальный вид спорта в России с 1984 года, с увлекательным игровым процессом и мощным развивающим эффектом.

Аналогично шахматам и шашкам игра Го входит в программу Олимпиады по интеллектуальным видам спорта (Интеллиада). Практика игры Го полезна людям как с техническими специальностями, так и с творческой направленностью, поскольку усиливает врожденные таланты и способности практически в любой сфере. Для людей работающих в управленческой сфере игру Го можно считать обязательным к изучению искусством.

Го - игра для развития и для удовольствия! При освоении игры с любого возраста возможен путь спортивной карьеры вплоть до гроссмейстера России.

В то же время для многих Го - это увлекательное общеразвивающее хобби, возможность интересно и с пользой проводить вечера в кругу семьи или просто для удовольствия поиграть с другими игроками на онлайн серверах..

Данная игра - это утончённая духовная и интеллектуальная борьба с дружественным соперником, это диалог, который ведётся не словами, а камнями на доске. Игровой процесс исключает возможность нечестной игры, предписывает соблюдение этикета и высококультурное вежливое поведение - всё это наследие Го, как древнейшего восточного императорского искусства.

Го онлайн с реальными людьми через интернет

В нашей системе предусмотрена онлайн игра Го с классическими правилами. Вы можете абсолютно бесплатно поиграть в нее через интернет с живыми игроками - самыми настоящими, реальными людьми со всего света или с компьютером. У вас будет возможность играть без регистрации, для этого нужно нажать кнопку "зайти гостем" в игровом интерфейсе, либо можете авторизоваться на нашем сервисе через одну из популярных соц. сетей: вконтакте, одноклассники, facebook, google+ или twitter, тогда станут доступны все возможности системы. Есть так же отличный способ поиграть со своим другом, родственником или просто близким человеком, для этого необходимо создать приватный стол в игре и пригласить вашего знакомого, сообщив ему пароль.

Что важно знать

  • чтобы начать игру, необходимо перейти в игровой интерфейс и дождаться загрузки в течение нескольких секунд и выбрать игру из списка
  • в нашей системе вы можете поиграть в Го без регистрации, для этого необходимо нажать кнопку "зайти гостем"
  • у вас будет возможность играть с живыми людьми - реальными соперниками или с компьютером
  • чтобы поиграть с другом, родственником или знакомым - создайте приватный стол и сообщите оппоненту специальный пароль

Играть в Го с компьютером

Поиграйте в Го против компьютера прямо в браузере в онлайн режиме, не нужно ничего скачивать!

Правила игры Го

Игра проходит на досках нескольких масштабов 9х9, 13х13 и 19х19. Два первых размера, это тренировочные доски.

Два соперника по очереди устанавливают камни своего цвета, на пересечениях сетки доски. Камни установленные, не передвигают, и их могут, убрать с доски. Первый ходит игрока, у которого чёрные камни.

Каждый устанавливаемый камень должен быть установлен так, чтобы была хотя одна точка свободы по вертикали или горизонтали имела незанятое пересечение. Связанные совместной цепочкой соседних камней создают группу и объединяют свободы между ними.

Тогда, когда камень или камни окружается камнями другого игрока и у них не имеется точек свободы, они определяется как захваченные и её снимают.

Запрещено осуществлять ход, при котором ваша группа камней теряет последнюю точку свободы, кроме случая, в котором захватываются камни соперника.

Правило «ко»: не разрешает осуществлять ходы, в результате их может повторяться позиции, которые раньше встречались в игре.

Игрок может не делать хода, сказав слово «пас». В результате того, что оба игрока подряд делают пас, то игра окончена. Про это правило, многие начинающие игроки забывают.

Объединение камней, при окончании игровой партии не снятых с доски, при доигрывании игры обреченных на гибель, определяются как «пленные». Такая группа камней добавляется к захваченным камням. Важно «замёрзшие» группы камней нужно обязательно доедать, а то при подсчете игровых очков «замёрзшие» камни идут в счёт противника, а площадь этими камнями и вашими будет, определятся, как нейтральная.

Каждому игрок получает очки, они равны количеству пустых пересечений, объединённых камнями соответствующего цвета, прибавляется количество камней, которое устояли при завершении игры (то есть они не захвачены). Побеждает игрок, имеющий больше очков. Скушанные камни не считаются при подсчёте суммы очков. Здесь увидите, что съедание «замёрзших» групп камней не уменьшает сумму очков, так как площадь, захваченная вашими камнями и которая занятая вашими камнями равнозначна.

Игроку, который играет белыми камнями, предоставляется компенсация, которая называется «коми». Её смысл в том, что при завершении игры ему прибавляется какое либо число очков. Число коми равно одному пункту площади. Применяют нецелые числа коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы результата не мог быть ничейным. Размер коми очков перед игрой устанавливают игроки.

Развивающие свойства игры

Регулярная практика игры Го развивает следующие умения и навыки:

  1. Умение принимать верные решения в условиях дефицита информации и времени, развивает скорость мышления, интуицию.
  2. Управление своим психологическим состоянием, устойчивость к стрессам, давлению, деструктивным манипуляциям.
  3. Способность видеть ситуацию целиком, внимательность к деталям, быстрое переключение от малых масштабов к большим и обратно.
  4. Гармоничное мышление, стремление к продуктивному взаимодействию с окружающими, честным отношениям и повышению эффективности своих действий.
  5. Системное планирование деятельности, повышение способностей к прогнозированию, многовариантный анализ развития событий.
  6. Умение оперировать образами и сложными концепциями и применять их к решению рабочих задач.
  7. Способность взглянуть на ситуацию со стороны, учитывать позицию оппонента, считывать его замысел, действовать в быстро меняющейся обстановке.

Если у вас есть друзья и знакомые играющие в го - приглашайте их на игру! Для этого на нашем сайте есть специальная функция "пригласить друга". Для игры в го с друзьями, вам необходимо создать игровой стол го, защищенный паролем и сообщить этот пароль вашему другу. Приглашая друзей - вы расширяете сообщество го, а игры становятся интересней и разнообразней.

История игры

Уже много веков в Китае играют в игру. Китайская игра имеет богатую историю.

Старые китайские рассказы говорят, что изобрели её Яо и Шуню, в XXVI-XXIII вв. до н. э. Письмена говорят что её придумал Вей. Есть версии, в которых утверждается, что игра связана различными гаданиями древних китайцев. Есть историки предполагающие, что игру придумали математики из Центральной Азии в 3ем тысячелетии до нашей эры, и оттуда попала в Китай. Поэты называют эту игру, игрой интеллектуалов.

В середине 1го тысячелетия нашей эры, из Кореи игра попала в Японию. В Японии в 8ом веке игра была приравнена к занятиям на музыкальных инструментах. Позже, установили ограничения на её атрибуты: простым людям разрешали играть галькой и на примитивных досках. Потом игра три века была привилегией царского двора. В музее сокровищ в Наре есть комплект, сделанный для государя. Великолепная доска, сделанная из древа ценных пород, с изображениями различных птиц и животных, а камни, изготовлены из дорогих камней.

С 12го века игра приобретает популярность, в неё играют феодалы и воины, рабочие и церковные служащие, за хорошую игру тогда получали вознаграждение или даже титул. В конце шестнадцатого века мастером игры из Японии был Хонинбо Санся. В 1603 г создаётся Государственная академия игры и возглавил её Хонинбо. Были созданы четыре школы, учителя которые усовершенствовали игру и обучали её правилам, участвовали в организации матчей и турниров, участвовали сам в них и обучали игре простых любителей игры. Мастер, директор школы, делал лучшего ученика преемником, приемник получал фамилию мастера.

В конце того века европейцы, бывавшие в Японии, говорили о игре, как о диковинке. Её обзывали "облавные шашки", это абсолютно не выражает сути игры. В 1908г в Европе выпустили учебник по игре, её написал немец Коршельт, который жил раньше в Японии и обучался игре у японского мастера. В европейской истории игры стоят Эммануил Ласкер и Эдвард Ласкер, они создали в Европе клуб игры. В дальнейшем Ласкеры уехали из Германии, но увлечение не забыли. Эдварда Ласкера, который опубликовал книгу "Го и го-моку", считается папой американской игры.

По окончанию второй мировой войны игра быстро приобрела популярность в Европе, стала быстро развиваться, быстро увеличилось число клубов для игры, стали проводить соревнования, создавались национальные ассоциации в странах; Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году основывается Европейская федерация игры, объединяющая сейчас федерации двадцати двух стран, с 1957г, ежегодно проводят чемпионат Европы по этой увлекательной игре. С 1979г проводят чемпионаты мира, а в 1982г создаётся Международная федерация игры.

Видео


Другие бесплатные игры

Го – невероятно интересная и увлекательная игра, которая, однако, не пользуется особенной популярностью у современных детей. Между тем, данная забава способствует развитию ряда полезных навыков, таких, как внимательность, усидчивость, концентрация и так далее. Именно поэтому молодым родителям рекомендуется обязательно познакомить свое чадо с китайской игрой Го, разобраться в правилах которой не составит труда даже младшему школьнику.

Правила игры в Го для начинающих

Для игры в Го требуется специальная доска размером 19х19 линий, а также черные и белые камни для осуществления игровых ходов. Данная забава предполагает участие двух игроков, которые при помощи жребия определяют, кому из них достанутся фишки белого и черного цвета.

При этом первый ход всегда делает обладатель черных камушков, который выставляет один из них на любую точку пересечения линий. Делать это можно без каких-либо ограничений, допускается поставить свою шашку на любую свободную точку, включая боковые и угловые.

В дальнейшем ходы осуществляются по очереди. При этом камни, которые ранее уже были поставлены на игровое поле, никуда не перемещаются и остаются на своем месте до самого конца игры или до того момента, когда будут «съедены» противником.

Каждая фишка, стоящая на игровом поле, имеет до 4 степеней свободы, или «дамэ». Под этим понятием подразумеваются точки, расположенные сверху, снизу, слева и справа, а именно:

Согласно правилам, все шашки в игре Го остаются стоять на поле до тех пор, пока имеют хотя бы одну степень свободы. Если же все свободные точки, расположенные по вертикали и горизонтали от одного или группы камней, закрываются, с этого момента они считаются захваченными в плен. При этом такие шашки снимаются с игрового поля и более участия в игре не принимают. В свою очередь, игрок, которому удалось пленить одну или несколько фишек соперника, получает соответствующее количество очков.

Следующий пример поможет вам разобраться в ходе игры:

Крестиками здесь отмечены пункты, в которые необходимо ходить обладателю черных камней для захвата шашек соперника. Ноликами – аналогичные точки для белых. Треугольниками выделены камни, которые имеют только одну степень свободы, то есть те, которые могут быть захвачены в плен в результате одного хода.

Настольная игра Го завершается по следующим правилам: тот игрок, который не видит никаких возможностей для совершения хода, говорит «пас» и передает ход сопернику. Если второй участник может совершить какое-либо действие, он имеет право сделать ход. В противном случае данный игрок также пасует, после чего происходит подсчет очков.

Кроме баллов за «съеденные» фишки, участники получают определенное количество очков за захват территории. Под ней подразумевается область, которая не может быть оспорена. При этом каждый игрок получает по одному баллу за каждую точку пересечения линий, расположенную на его собственной территории.

Понять, как именно определяется территория, вам поможет следующая диаграмма:

На этой картинке территория черных отмечена крестиками, а белых – ноликами.

Узнайте также, как играть в и

В XVI веке император Японии издал декрет, обязывающий всех государственных чиновников играть в го. Как отзвук тех времен, в некоторых японских и корейских учреждениях сегодня существует традиция: при отборе на должность учитывается умение играть в сложнейшую игру на планете

Го. Дэнфэн, Китай
Японские камни двояковыпуклые. Камень зажимается между указательным и средним пальцами и одним ударом ставится на доску, не тревожа соседние

Академия управления

Давным-давно, в эпоху династии Цзинь (265–420), дровосек Ван Чжи встретил в лесу двух старцев, сидящих за игральной доской. Заинтересованный, парень подошел и стал наблюдать. Он проголодался, и его угостили фиником. Когда игра закончилась, старцы растворились в воздухе. Тогда Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, топорище сгнило, а из брошенной косточки выросло дерево. В родной деревне его не узнали, и только дряхлая старуха вспомнила, как сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал. Завораживающей игрой, изменившей судьбу Ван Чжи, была го.

Го - единственная игра своего семейства. Предки ее не найдены, она будто с неба упала, а все потомки возникли уже в XX веке. Го столетиями культивировалась исключительно в Азии, у нее нет аналогов в Европе, Африке и Америке. В Древнем Китае игра носила название «и» (искусство), а позже - «вэйци», что означает «игра окружения». То же значение имеет корейское слово «бадук» и японское «и-го», которое в слегка сокращенном виде разошлось по миру.

Изобретение го приписывают придворным китайского императора Яо. По легенде, его сын Даньчжу имел вздорный нрав, и советник Шунь придумал игру, обучающую гармонии и рациональному мышлению. Первые игральные доски были обнаружены в гробницах династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В эпоху династии Тан (618– 907) го распространилось в Китае повсеместно. Умение играть вошло в число «четырех достоинств» ученого мужа: го, игра на цине (струнный инструмент), каллиграфия и живопись.

В VII веке го завезли в Японию. В следующих двух столетиях игра служила развлечением исключительно императорскому дому, и только в 701 году была разрешена для всех. Именно на островах она обросла ритуалами, получила государственную поддержку, а во времена сёгуната превратилась в военную дисциплину. Стратегическую игру считали хорошей тренировкой для управления армией на поле битвы. На протяжении столетий японцы доминировали в го. Крупнейшие корпорации выступали спонсорами соревнований, была основана национальная федерация. Однако в конце XX века пальму первенства перехватила Южная Корея, а на пятки ей стал наступать Китай.

Го считается сложнейшей игрой в мире, хотя правила ее запоминаются за пять минут. Большинство игр не ставят задач выше тактических. В них четко очерчена конечная цель: мат, получение дамки, вывод фишек. В го победы можно добиться миллионом различных способов, поэтому на первый план выходит стратегия: запутать противника, утаить от него свои намерения, расставить сети и заманить в ловушку. Простые тактические приемы требуют постоянного переосмысления, традиционно выигрышных дебютов не существует. Оценить потенциал всех построений, реализовать его и не дать это сделать противнику - сложнейшие задачи, которые приходится решать одновременно.

На Востоке говорят: «Го учит жить». Агрессивная манера игры может привести к потерям, а глухая защита - к нехватке очков. Зачастую росту мешает не отсутствие навыка, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в го, игроку остается только одно - совершенствовать самого себя.

Го. Правила игры


В го играют на доске 19 х 19 линий. Начинающие тренируются на досках 9 х 9 и даже 5 х 5. Противники по очереди выставляют камни на перекрестья линий или пасуют. Цель игры - отгородить себе как можно больше свободных перекрестков. У каждого игрока достаточно камней, чтобы заполнить всю доску.

Правило коми

Играющий черными ходит первым - на Востоке черный цвет символизирует агрессию. Для компенсации преимущества черных белые получают 6,5 очка. Из-за дробности форы в го не бывает ничьих.

«Дыхания» и «жизнь»


Камень на доске граничит максимум с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски - с тремя, в углу - с двумя). Пока у камня или группы камней есть хотя бы одно «дыхание» (контакт со свободным перекрестком, по-японски - дамэ), они «живут». Если все дамэ перекрываются противником, камни «умирают» и снимаются с доски.

Суицидальные ходы


Ставить камень в точку, где нет выхода на свободный пункт, запрещено, если только этим ходом не производится взятие камня или группы соперника.

Ситуация ко


В игре случаются расстановки, при которых игроки могли бы бесконечно захватывать камни друг друга, делая ход на одно и то же перекрестье. В такой ситуации правила запрещают повторные взятия. Игрок, уступивший камень, обязан сходить на другой пункт доски или спасовать.

Подсчет очков

Если игрок не видит ходов, которые могли бы принести ему дополнительные очки, он пасует. Если оба игрока пасуют подряд, игра считается оконченной. С доски снимаются «пленные» камни - те, что были бы захвачены при последовательном доигрывании партии. Игрок получает по одному очку за каждый свободный перекресток, окруженный своими камнями, и за каждый захваченный камень противника. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Варианты. Тактика го

Го - это игра в основание царства. Ее участники строят форты, проводят границы и захватывают столько «земли», сколько могут удержать. Если шахматная партия заканчивается уничтожением армии противника, то партия в го - перемирием и обменом пленными. Шахматы воспитывают бойца, полководца, а го - правителя, организатора.

1 Крепости

Камень, выставленный на доску, не двигается и может избежать окружения только в составе группы. Но и объединенные камни возможно захватить, окружив их все разом. Крепости защищают с помощью пустот - «глаз». Если у группы больше одного «глаза», она бессмертна независимо от размера пустот. Это не правило, а всего лишь следствие запрета на суицидальные ходы. Бессмертная группа называется крепостью.

2 Сторожевые камни

Крепость нельзя разрушить. Но если она достаточно велика, то противник может занять пространство внутри нее. Чтобы защитить свои земли, на них расставляют сторожевые камни.


3 Лестница

Ситуация погони, в которой черные не могут сбежать, пока белые не прекратят преследование или пока не будет достигнут край доски.

4 Гэта

Построение, при котором у камней еще есть «дыхания», но блокирующий камень противника не дает им бежать: при любой попытке вырваться они будут взяты. Словом «гэта» называется также японская сандалия, в просторечии - башмак.

5 Атари

Позиция, в которой камень (или группа камней) имеет только одно дамэ и следующим ходом может быть снят с доски, называется атари, то есть «опасность».

6 Сэки

Если ни один из противников не может сделать ход без угрозы потерять группу, говорят о ситуации сэки («преграда»). При подсчете очков все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты - свободными.


В комплект го входит игровое поле, камни и чаши. Основание китайских камней плоское, материалом для них в древности служило стекло, а ныне - искусственный камень юндзи. Поля в Китае делали матерчатыми или кожаными.

В Японии гобан (очень толстая доска-столик) традиционно разлиновывается при помощи катаны. Мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает густую краску, после чего поверхность полируется. Лучшие гобаны делаются из хвойного дерева кая (торрея орехоносная).


Японские женщины играют в го. Фотография, раскрашенная акварелью, 1905 год


Мужчины за настольной игрой. Резьба по дереву на вратах синтоистского святилища Никко Тосё-гу в японском городе Никко, префектура Тотиги


Дети, повздорившие из-за игры в го. Художник Тории Киёнага (1752–1815) . Гравюра на дереве, размер 25,6 х 28,7 см


Зайцы и обезьяны играют в го. Художник Сэттэй Хасэгава (1819–1882) . Рисунок, чернила, размер изображения 10 х 17,3 см


Мужчины и женщины играют в го. Фотографический отпечаток, раскрашенный акварелью. Япония, 1877 год


Попытки обучить компьютер го предпринимались с 1980-х годов, однако лишь в 2016-м нейросеть AlphaGo смогла обыграть игрока-профессионала Ли Седоля

Фото: iStock, Diomedia, Getty images, Alamy / Legion-media, iStock, Library of Congress (x3)

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».

Правила игры Го очень просты. Для их освоения вам потребуется несколько минут.

В Го играют два партнера, один черными камнями, другой белыми. Ходы делаются поочередно, то есть партнеры ставят по одному камню на любой свободный пункт. Первый ход делают черные.

Для игры Го используют камни белого и черного цвета и доску 19х19 линий (361 игровая точка)

Партия начинается на пустой доске, первыми ходят черные. Ходом считается постановка камня на точку пересечения линий. Ставить камень можно в любую точку, без ограничений, в том числе на боковые и угловые точки. Поставленные камни не передвигаются и остаются на своем месте до конца игры, если не будут съедены. Основная задача - окружать территорию (пустые точки) или камни другого цвета.

Главное правило Го

Отдельный камень или группа камней считаются захваченными в плен, если камнями партнера заняты все соседние с камнем - или группой камней - свободные точки по вертикали и горизонтали. Пленные камни (см. диаграмму ниже) немедленно снимаются с доски, после чего партнер может сделать свой ход. Пленные камни складываются в крышку от чаши и далее они не принимают участия в игре. За каждого пленника засчитывается одно очко.

(;ABMAC[Камень, стоящий не на стороне и не в углу имеет 4 точки свободы, которые называются "степень" или "дамэ" . Пока у камня есть хотя бы одно дамэ, он остается стоять на доске, независимо от позиции.]SZ;AWMAC[В этой позиции у черного камня осталось 1 дамэ. Это значит, что камень находится в атари , т.е. до полного его окружения остался 1 ход - в пункт Х .] ;WC[Белые ставят камень на место последнего дамэ черного камня и снимают его с доски.])

В следующем примере показаны различные ситуации снятия камня или группы камней, внимательно изучите их.

(;ABAWCRTRMAC[Х отмечены пункты, сделав ход в которые черные могут окружить камень или группу камней. О отмеченные пункты, сделав ход в которые белые могут окружить камень или группу камней. Треугольником отмечены камни, имеющее одно дамэ, т.е. они могут быть захвачены следующим ходом. ] SZMULTIGOGM ;BCRC[Черные 1 - этот ход черных полностью лишает белый камень дамэ. Камень, не имеющий дамэ, снимается с доски.];WCRC[Белые 2 - аналогичная ситуация, у двух черных камней не осталось дамэ, поэтому они снимаются с доски.];BCRC[Черные 3 - съедает один белый камень, стоящий на стороне. Для окружения одинокого камня на стороне достаточно трех камней противоположного цвета.];WCRC[Белые 4 - полностью лишает дамэ два черных камня, стоявших на стороне.];BCRC[Черные 5 - забирает один камень, стоявший в углу. Для окружения одинокого углового камня достаточно двух камней.] ;WCR;BCRC[Черные 7 - забирает три камня.];WCRC[Белые 8 - лишает дамэ два камня, стоявших отдельно друг от друга, т.е. не образовавших единой группы.];BCRC[Черные 9 - забирает одним ходом две группы белых, состоявших из двух и одного камня.];WCRTRC[Белые 10 - забирает черный камень, при помощи которого черные при своем ходе могли бы съесть один из трех отмеченных треугольниками камней белых. Белые снимают окруженный камень и обеспечивают себе временную безопасность.];BCRC[Черные 11 - одним ходом забирает сразу 4 белых камня.]];WMAC[Х - отмечены съеденные камни.])

Правила завершения партии Го

Игра Го считается законченной, после того, как не осталось ходов, которые принесли бы одному из игроков очко или отняли бы очко у партнера. В таком случае, тот игрок, чей ход в данный момент, говорит "пас". Если его противник не видит возможности для того, чтобы получить или отнять очко, то он тоже пасует. Если такая возможность все еще есть - он имеет право сделать ход после того, как напарник спасовал.
Ход внутри своей территории - это минус одно очко (т.е. не надо делать внутри своей территории защитные ходы, если вы не боитесь, конечно, что партнер может провести комбинацию, в результате которой он захватит несколько ваших камней). Ход в территории напарника - это плюс одно очко ему (т.е. не следует делать явно самоубийственные, безнадежные ходы, если, конечно, вы не видите выигрышной комбинации).
После того, как оба игрока спасовали, с доски снимаются "мертвые" камни (т.е. камни партнера, которые находятся на вашей территории и не смогли выжить в процессе партии).

Правила подсчета территории

Территорией считается окруженная со всех сторон область, которая не может быть оспорена.
Каждое пересечение (точка) приносит одно очко, каждый съеденный камень - тоже одно очко.

(;ABAWCRMASZMULTIGOGM)

На диаграмме изображена законченная партия.

О - отмечена территория белых. Х - отмечена территория черных.

Обратите внимание: в территории белых находятся 3 черных камня. Это пленные камни, в данном случае тратить ход на полное окружение не надо. Но бывают ситуации, когда доигрывание обязательно. Со временем вы научитесь различать эти ситуации. Три камня черных в данном случае считаются пленными. При подсчете очков они просто снимаются с доски. Так же, во избежание патовых ситуаций, белые получают компенсацию за то, что черные делают первый ход. Эта компенсация называется "коми " и составляет 6,5 очков, если играют равные по силе игроки. Коми может быть больше или меньше, в зависимости от разницы в силе игроков, но всегда добавляется или отнимается 0,5 очка, чтобы не было ничей (подробней в разделе "Как строить территорию").

Очки белых:

Территория = 22 очка

Пленные = 3 очка

Коми = 0.5 очка

Съеденные = 0 очков

2+3+0.5+0=25.5 очков

Очки черных:

Территория = 24 очка

Пленные = 0 очков

Снятые = 1 очко (черные захватили за партию 1 камень белых, он снят с доски)

Коми = нет

24+0+1=25 очков

Результат партии: белые выиграли 0.5 очка (пол-очка)

Выигрывает игрок, набравший большее количество очков

За право первого хода игрок отдает 0.5 очка напарнику. Дробная часть приводит к отсутствию ничейного результата.

Запрещается

Намеренно ставить камни в полное окружение.

Повторять позицию.

Общие советы по освоению правил

При изучении правил обратите внимание на правило окружения (атари). Очень важно научиться видеть, какие из ваших камней могут попасть в окружение и какие камни противника вы можете атаковать.

Правильно освоить правила очень важно. Школа рекомендует посетить один из клубов Го , где вы сможете бесплатно освоить правила с учителем Го . Правильное обучение сэкономит время и силы в будущем, а главное, позволит с самой первой минуты начать получать от Го удовольствие.

В го обычно играют на доске размером 19 на 19. На Д.1 показана пустая доска. Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси». (латинская транскрипция hoshi, дословный перевод с японского на русский – звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней.

Для игры используются фишки белого и чёрного цветов, которые выполнены в виде двояковыпуклой линзы. Называются они «камни». Обычно эти камни изготавливаются из пластмассы или стекла. В дорогих комплектах белые камни делают из морских раковин, а чёрные из сланца. Вне зависимости от того, из чего сделаны фишки, их называют просто камнями. В начале партии у игрока, играющего чёрными – 181 чёрный камень, а у играющего белыми 180 белых камней. Общее количество камней (361) соответствует общему количеству пересечений линий на стандартной доске 19х19. Принято держать камни в деревянных или пластиковых чашах рядом с доской.

В начале партии доска пустая. Один игрок берёт чёрные камни, второй белые. Чёрные делают первый ход. Ход – это выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам хоси в углах доски. Ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия. На Д.2 показано типичное начало партии. Чёрные сделали первый ход в правом верхнем углу. Белые поставили камень 2 в левом верхнем. Далее, в соответствии с правилами, ходы делались по очереди. Обратите внимание – ни одна сторона в начале не ходила далеко от углов.

Четыре основных правила игры го

1. Ход делается в пересечение линий доски.
2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
3. Чёрные ходят первыми.
4. Ходы совершаются по очереди.

Цель игры – захват территории

Целью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка.

На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.

На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры.

К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую.

После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника.

Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9.

Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3 ), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b».

Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4 ). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных.

Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто.

Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой "b" на F.6 , составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой "w", являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко. Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются.

Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook