Как играть в короткие нарды (правила). Нарды длинные правила игры Как правильно играть в нарды короткие

Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

Расстановка фишек, начало и цель

Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

Движение шашек в длинных нардах

В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

Снять две, и сходить обеими два раза по две;

Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

Выбрасывание фишек, конец игры

Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

Нарды существуют в двух видах - длинные и короткие. в западных странах наиболее популярны короткие нарды, которые так же разыгрываются на большинстве турниров и является основой для игры в нарды онлайн. Главным отличием между игрой в короткие и длинные нарды является первоначальное расположение игровых фишек на доске и розыгрыш битых фишек. Для того, чтобы началась игра, каждый игрок по очереди бросает игральный кубик. Этот бросок определяет того, кто ходит первым и с какими числами осуществляет этот ход. Если же выпадают одинаковые значения на кубиках, их бросают до тех пор, пока не выпадут разные значения. В соответствии с тем, что выпало на кубиках игрок двигает фишки по доске. Затем, для того, чтобы осуществить ход каждый игрок бросает оба кубика. Число, выпавшее суммарно на двух кубиках определяет на сколько пунктов игрок пройдет вперед, напоминаем. что фишки двигаются от пунктов с высоким значением с пунктами с более низким значением.

Начиная с дома каждого игрока, пункты нумеруюються для каждого в отдельности. Домом называется последняя для игрока четверть, которая начинается с пункта, на котором в начале игры стоит 5 фишек. наиболее дальним пунктом есть двадцать четвертый, он же и первый для противника. В данном типе нард у каждого игрока есть ровно по 15 фишек. Когда начинается игра, они расположены в такомпорядке: две шашки в пункте 24, пять в 13 пункте, три в пункте №8 и пять в пункте №6.

Целью игры в коротких нардах, та же, что и в длинных - снять все шашки с доски, поочередно переводя их между пунктами в дом. Соответственно, партию выигрывает тот, кто первым выведет все шашки из игры. Чтобы несколько четче разграничить короткие и длинные нарды приведем основные правила игры в короткие нарды.

1. В игре шашка может заполнять только открытый пункт - тот, который не занят двумя или больше фишками соперника.

2. Числа, которые выпали на обоих кубиках обусловливают разные ходы. К примеру, если у игрокавыпадает 3 и 5, он может походить одной фишкой на три пункта, а другой - на пять, или одной фишкой сразу на восем пунктов.

3. Во время игры в короткие нарды, игрок, которому выпало два одинаковых чисела на кубиках - дубль, числа играют дважды. К примеру, если получаем 4-4, то игрок делает четыре хода по четыре очка, и фишки переставлять можна в другой комбинации - как пожелает игрок.

4. Игрок должен ходить двумя числами, выпавших или четырьмя (есливыпадает дубль). Если возникло условие, когда можно сыграть одним числом, игрок вынужден выбрать одно и сыграть им. Если каждому из чисел можно отдельно сыграть. но не двумя сразу, игрок должен сделать следующий ход. Когда у игрока нет возможности сделать ход, то он его пропускает. При условии что выпадает дубль, но не представляется возможным обыграть сразу все четыре хода - делаются все возможные.

В коротких нардах пункт, на котором есть только одна фишка называется блот. И поэтому, когда фишка противника останавливается на таком пункте, блот считаетсязакрытым, или избитым. Из этого становится понятно, что для защиты фишек необходимо ставить их вдвойне, а не одиночно, конечно, если это позволяет ситуация. возможность поставить две фишки на одном пункте определяется бросанием кубика. Противник не сможет побить сдвоенные фишки, и занять этот пункт своей. Если кубик позволяет пойти на пункт, занятый более чем одной фишкой противника, то фишка не ходит. Но когда шесть полей, идущих впереди, заняты несколькими фишками противника, ваша фишка является замкнутой и двигаться сможет только тогда, когда одно из полей освободится. Нельзя побить фишку противника и переместить ее тем же ходом так, чтобы она разместилась в пункте своей же фишкой и стала удвоенной. Но есть возможность побить и перекрыть одну свою фишку с помощью другой, побить и подвигаться на свободный пункт, побить и выбросить фишку. Когда на баре стоят фишки, важнейшая обязанность игрока, чьи это шахи - это запустить их в дом противника. Фишка становится в игру на пункт, который равный значению, выпавшему на кубике. Например, если в игре игроку выпали 6 и 4, он имеет право поставить шашку в шестой или в четвертый пункт, при условии, что на них нет фишек соперника. Если два пункта, которые соответствуют числам на кубиках, заняты - игрок вынужден пропустить свойход.

Если не возможно вернуть все шашки в игру - очки исчезают. Какт олько все шашки снова окажутся на доске, можно ходить по обычному типу, перемещая ту шашку, которую Вы считаете нужным. Выбрасывание фишек в коротких нардах. После того, как все пятнадцать фишек оказались в доме, игрок может начинать выбрасывать их из игры. Для этого необходимо бросать кубик и фишки переносятся из тех пунктов, выпавших на нем, то есть если выпадает 6 и 3 можно забрать фишки с шестого и третьего пункта соответственно. Если же на нужном пункте нет шашек, выбрасываются фишки из пунктов, число которых меньше того, что выпало на кубике.

Правила довольно простые и легко запоминающиеся. Если Вы играете дома - это будет просто развлечением для Вас и вашего противника, однако можно играть и с помощью ставок, которые будут Вам интересны и полезны..

Правила игры в Короткие нарды

Начальная позиция

Начальная позиция.

Короткие нарды - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. Для белых (на диаграммах рисуется внизу) пункты нумеруются по часовой стрелке, для чёрных - против часовой стрелки.

Пункты объединены в группы. Эти группы называются - дом (1-6), двор (7-12), дом противника (19-24), двор противника (13-18). Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом. У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости. Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.

Цель игры

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Начальный жребий

Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения.

Движение шашек

Игрок, у которого выпало большее число во время жребия, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обеих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Числа на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. Для белых - против часовой стрелки. Для чёрных - по часовой стрелке. При этом применяются следующие правила: Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

1. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) полей, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.

2. Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации как сочтет нужным.

3. Игрок обязан использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (Если у него выпал дубль, он обязан использовать все четыре числа). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно. Нельзя отказываться от хода, если результат хода невыгоден.

Как побить и зарядить шашку

Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости. К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

Как выбросить шашки из игры

Когда игрок привёл все свои пятнадцать шашек в свой дом, начинается их выбрасывание с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей и тогда можно: а) снять шашку, которая стоит на пункте, соответствующем значению на кубике (например, если выпала пятерка, то выкидывается шашка с пятого поля) б) переместить любую шашку внутри дома с пункта с бо́льшим номером (то есть, если выпала тройка, то переместить шашку с пятого поля на три поля (то есть, на поле номер два), даже если на третьем поле тоже стоит шашка) в) снять шашку, которая стоит на пункте с меньшим номером, если нет шашек на пункте, соответствующем и на бо́льшем, чем значение выпавшей кости (то есть, если выпала четвёрка, а на четвёртом, пятом и шестом поле нет шашек, то сбрасывается шашка с третьего, если нет на третьем поле, скидывается со второго, если нет на втором, то с первого). г) при перемещении шашки во внутренней доске, убив при этом шашку соперника, выбросить эту шашку или пару шашек запрещается, даже при выбросе парных костей (в случае игры по тюремным правилам).

В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.

Даве

В нарды, как правило, играют на деньги при условленной ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода до того, как он бросит кости. Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.

Марс и Кокс

В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кубике (одно очко, если никто из игроков не говорил даве). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.

Дополнительные правила

Некоторые дополнительные правила получили широкое распространение в игре.

Авто-дабл . Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков первым ходом, то ставки удваиваются. Кубик поворачивается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-даблов в начале игры. Это правило в основном используется при игре на деньги для придания большего азарта.

Бивер . Если игроку объявляют даве, он может немедленно переудвоить ставки, объявив встречный редабл - бивер, кубик в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил даве, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого даве, но при этом он проигрывает уже удвоенную ставку.

Правило Якоби . Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет даве, поскольку стремится играть на марс.

Есть нюанс в правилах кавказских нард, гласящий: в своём доме нельзя убить шашку противника и спрятаться. Другими словами, шашку, которая била шашку противника, нельзя этим же ходом передвинуть так, чтобы она встала на другую шашку и была сдвоенной, то есть вне досягаемости для удара. Убить и накрыть бившую шашку другой - можно. Убить и передвинуть дальше на свободное поле, но не прятаться - можно. Убить и выбросить (если нет другого хода) - можно. В международных правилах таких ограничений на игру в доме нет.

См. также

Литература

  • Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин Короткие нарды // Всё о нардах. - Ростов-на-Дону : Феникс, . - С. 44-73. - 128 с. - (Домашняя энциклопедия). - 10 000 экз. - ISBN 5-222-01488-6

Правила игры в нарды

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 2 голоса)

Нарды - что же это за игра и почему она пользуется такой популярностью? Забава рассчитана для осуществления поединка между двумя соперниками или даже двумя командами. История ее возникновения уходит своими корнями в древние времена, когда Египтом правили фараоны. Развлечение, похожее на рассматриваемое, было найдено археологами в гробнице Тутанхамона. А это пятнадцатый век до нашей эры!

Существует много легенд, посвященных истории появления на свет забавы. Одна из них гласит, что придумал ее мудрец по имени Вазургмихр, советник царя Персии. Это было ответом индусам, которые прислали соседям шахматы для того, чтобы проверить их смекалку. Персидскому мудрецу не просто удалось легко справиться с вызовом и быстро разобраться в основных положениях шахмат, но и придумать игру в нарды с правилами игры, которые жители Индии не могли разгадать долгое время.

Само слово, используемое для названия забавы, происходит от индийского наименования растения, предназначенного для производства масла и благовония в стране - это одна из версий происхождения названия. Развлечение известно во многих странах и в каждой называется по-разному. Например, в Испании - tablero, в Турции - tavla, во Франции - trictrac, в Англии - backgammon, в Италии - tavola reale.

Сначала рассматриваемая забава была характерна для высших слоев общества, но с течением времени она стала любимым развлечением, в том числе, и у простого народа. Особой популярностью она пользовалась у жителей государств, расположенных в районе Средиземноморья и на востоке.

В 1743 году опубликовали перечень правил нард, автором которого являлся англичанин по имени Эдмонд Хойл. На данный момент каждый год по всей планете проходит около тысячи различных соревнований и турниров, посвященных этой забаве. Количество ее поклонников растет день ото дня, и это неудивительно, ведь она прекрасно развивает стратегическое и логическое мышление, улучшает память и математические способности, заставляет концентрироваться и способствует развитию пространственного воображения. Именно поэтому знакомить детей с правилами нард классических можно уже с 5 - 6 лет.

Правила игры в нарды для начинающих

Нарды, правила игры и основные ее аксессуары подробно рассмотрим ниже. Поединок между соперниками происходит на прямоугольном игровом поле. Оно размечено определенным образом и имеет такие составляющие, как:

  • бар - вертикальная линия посередине;
  • пункты - двенадцать вытянутых треугольников с каждой стороны участника;
  • дом - шесть объединенных пунктов.

В развлечении используется тридцать камней: пятнадцать белых - у одного соперника и пятнадцать черных - у другого. Также игрокам понадобятся обычные игральные кости - кубики с точками на гранях от одной до шести. Ознакомившись с перечнем необходимого инвентаря, можно смело приступать к изучению нард и инструкций для начинающих.

Нарды расстановка

В отличие от шашек, в нардах инструкция гласит, что первым ходит не обладатель белых шашек, а участник, выигравший в жребии, осуществленном с помощью костей получает белые шашаки. Второй и последующие ходы происходят по очереди. В классическом варианте движение камней по полю осуществляется по кругу против часовой стрелки. Камни должны пройти по игровому полю почти полный круг, то есть прийти на противоположную сторону поля, относительно того места, откуда начали движение.

Сначала фишки участников выставляются вдоль левого края поля, в двенадцатом и двадцать четвертом пунктах соответственно. Такая расстановка камней носит название голова. Затем игрок кидает зары и делает ход. Соперники ходят своим цветом, взяв с головы по одной фишке. Сколько выпало баллов на костях, на столько пунктов можно передвинуть фишки по полю. В инструкции игры в нарды сказано, что выигрывает тот участник, кто придет в дом всеми шашками и первым выбросит за его границы все камни.

Нарды для начинающих - особенности

Играть в нарды не сложно, зная правила. Игрок бросает сразу две зары. Затем перемещает фишки на то число пунктов, которое выпало на кубиках. Пример: на зарах выпали числа два и пять, значит одна фишка передвигается на 2, а вторая - на 5. Во время первого хода обычно ходят одной шашкой на число пунктов, равное сумме баллов, выпавших на двух кубиках. Например, если на зарах выпали числа два и пять, то игрок перемещает фишку на 7 пунктов (2+5). А вот если во время первого хода у участника выпадают дубли (3*3, 4*4, 6*6), то у него есть возможность использовать две шашки. Во время последующих шагов игрок может ходить 1-им камнем, или два хода делать разными шашками, одну снять с головы, а вторую продвинуть вперед. Также он имеет право ходить двумя шашками, которыми уже ходил раньше.

Если участник имеет возможность шагнуть 2-мя камнями, то в нардах правила игры для начинающих запрещают делать ход только одним. Игрок перемещает 1-ну шашку, если вторую поставить нет возможности. Причем даже тогда, когда ему это не выгодно, партнер должен сделать ход на наибольшее число, выпавшее на кубиках.


Любое число шашек может собраться на 1-ом поле, но если там стала фигура соперника, тогда туда свои уже ставить нельзя. В случае, если партнеру повезло и на костях выпали дубли, то игра в нарды и правила игры для начинающих гласят, что он может шагнуть четыре раза.

Правила в нарды - легко и доступно

Когда все фигуры пришли в дом, участник начинает выводить их за пределы поля. Нарды игра и правила игры говорят о том, что выйти фишки могут в том случае, если на выброшенных кубиках участника выпало число баллов, равное номеру поля, на котором стоит камень. Если на кубике выпало число, а на соответствующем поле уже нет камня, то фишка выводится с меньшего пункта. Если игроку это на руку, то он может не убирать фигуру с поля. Побеждает тот, кто вывел шашки с доски первым.

Забава имеет свои секреты и хитрости, но знакомиться с ними лучше тогда, когда вы освоите основные инструкции к ней. Чем чаще человек практикуется, тем быстрее он станет опытным геймером.

Правила игры в длинные нарды

Историки склоняются к тому, что нарды зародились на Востоке. Но однозначного мнения по этому поводу не существует, до сих пор возникает много споров. Одна из легенд рассказывает о том, что придумали забаву персы. Сделали они это в отместку индусам, которые решили проверить их смекалку с помощью шахмат. Мало того, что персы легко справились с проверкой, да еще и отправили конкурентам игру в длинные нарды без правил игры, которую индусы не могли разгадать около двенадцати лет. Забава дошла до нашего времени, практически не изменившись. Сейчас она известна во многих странах мира и в каждой имеет свое название. В крупных городах организованы клубы ценителей рассматриваемого развлечения, проводятся дружеские встречи, турниры, чемпионаты.

Разновидностей забавы много, но самые известные: короткие и длинные. В данной статье рассмотрим нарды длинные и правила игры для начинающих.


Поединок осуществляется между двумя участниками на игровом поле в виде прямоугольника. Оно делится на две равные части, на которых расположено по двенадцать треугольников вытянутой формы, называемых пунктами. Всего на поле их двадцать четыре, именно по ним противники перемещают свои камни. Камней в бою участвуют тридцать, пятнадцать белых принадлежат первому участнику и пятнадцать черных - его оппоненту. Цвет камней в игре влияет на первенство хода, белые ходят первые. Количество шагов, которое участник будет делать по доске зависит от числа, выпавшего на кубиках.

В длинные нарды можно играть, изучив их основные правила и инструкции. Эта разновидность забавы популярна преимущественно в бывших республиках Советского Союза.

В начале боя каждый его участник получает по пятнадцать камней контрастного цвета и располагает их вдоль левого края поля. Кто ходит первым - определяет жеребьевка. Партнеры выбрасывают зары, у кого выпало число большее, тот играет белым цветом и начинает поединок.

Для того, чтобы одержать победу, игроку нужно, перемещая камни, пройти круг по доске в противоположную сторону движения часовой стрелки, завести их домой (последняя, правая нижняя четверть поля). Завести в дом последнюю шашку необходимо при использовании большего выпавшего числа. После чего нужно выбросить все шашки за границы доски.


Правила в нарды длинные доступны всем

После того, как партнеры определились, кто будет первым начинать бой, они поочередно выбрасывают зары. Цифры, выпавшие на них, показывают, на какое количество пунктов игрок может переместить свои камни. В начале поединка партнеры производят захват самых выгодных позиций. С головы за один ход разрешается снять лишь одну фишку, исключение составляют дубли 6, 4, 3 при первом броске. Во время их выпадения можно ходить двумя фигурами, взятыми с головы, т. к. сделать ход одной не получится.

Бросив две зары одновременно, участник ходит. Если, например, на кубиках выпали числа 1 и 6, то он перемещает одну фишку на 1, вторую - на 6 пунктов или единственную - на сумму выпавших чисел (1+6). С головы разрешено брать только одну фигуру, кроме случаев - исключений. Если участнику повезло, и на его костях выпал дубль, то количество его ходов удваивается.

Количество фишек на одной лунке не ограничено. На лунку, где уже есть фишка соперника, свою ставить запрещено. Во время поединка в нарды длинные правилами игры заниматься строительством блоков (более шести фишек подряд) разрешается только в случае если хоть одна фишка противника находится перед этим блоком. Бывают случаи, когда геймер не может походить, тогда он пропускает ход. Если можно сделать полный ход, то даже когда геймеру это не выгодно, он не может отказаться. Так, если на выпавшей заре 4 точки, а игроку выгоднее шагнуть на 3, то он, тем не менее, обязан шагнуть на 4. Случаются ситуации, когда геймер может сделать только один шаг, тогда для него он должен использовать большее число, выпавшее на костях.

В финальной части поединка участнику необходимо выбросить фигуры за поле. Выпавшие цифры на костях геймер использует по своему усмотрению: или с помощью них выбрасывает фигуры, или передвигает их внутри дома. Когда на кубиках выпали, например, 3 и 5, то геймер может снять фигуры с третьего и пятого пунктов соответственно. Если же на этих полях шашек не оказалось, то разрешается их снять с треугольника с номером ниже выпавших чисел, но только если на треугольнике с большим номером так же не осталось фишек.

Забава не предусматривает ничьей. Как только костяшки первого игрока покинули поле, второй - автоматически проиграл. Но, в параметрах игры есть возможность играть с правом последнего хода для черных, так как белые начинали игру, словом, уравнять шансы на победу.

В игре так же есть параметр окончания игры "Марс" и "Оин". При выборе параметра "Марс" у игроков в начале игры будут снята дополнительнас ставка "Марс" и в случае соблюдения марсовой раскладки выигравший получит двойную ставку проигравшего, а проигравший потеряет всю свою ставку. А в случае если марсовая раскладка не выполнена, то ставки обоих игроков на "Марс" будут возвращены участникам. При выборе параметра "Оин" дополнительныые ставки не снимаются и дополнительные выплаты не производятся.


Длинные нарды расстановка имеет важное значение

В рассматриваемом развлечении все свои шаги и шаги противника необходимо просчитывать с начала поединка. В противном случае шансов одержать победу катастрофически мало. Опытным геймерам известны некоторые секреты забавы, которые благоприятно влияют на исход поединка. Наблюдательность и внимательность лишними не будут. Прежде всего обратите внимание на первый шаг соперника, после его анализа можно просчитать дальнейшее развитие событий в игре на несколько ходов вперед.

Советы новичкам:

  • 1. Постарайтесь занять три и более пункта у головы соперника и не дайте это сделать оппоненту.
  • 2. Располагайте камни дальше шестого треугольника, таким образом вы легко попадете в нужную третью четверть.
  • 3. Старайтесь, чтобы при выпадении дубля, вам всегда было чем ходить, в противном случае вы потеряете преимущество. Часто именно дубль переворачивает ход поединка.
  • 4. Наступайте стремительно. Для этого фигуры второй четверти перемещайте в третью за один ход.
  • 5. Как только фишки соперника приблизились к первой четверти, пытайтесь закрыть им ход.

Но недооценивать противника нельзя. Опытному геймеру также известны вышеперечисленные секреты, поэтому тщательным образом продумывайте свою защиту. Помните, что знать секреты мало для победы, ими нужно воспользоваться в нужное время. Всегда смотрите вперед, продумывайте свои ходы и анализируйте шаги противника - без этого одержать победу в забаве практически невозможно. Если вам представится возможность сыграть с опытным геймером, не упускайте ее, ведь это шанс перенять его навыки и умения.

Правила игры в короткие нарды

Забава не теряет своей популярности уже около пяти тысяч лет. Точное место и время ее появления никому не известны, но существует много легенд, посвященных истории ее возникновения. Ценители игры считают, что она заставляет мыслить стратегически, концентрировать внимание и просчитывать действия на несколько шагов вперед. Именно с этим связано то, что дети уже с пяти - шести лет начинают осваивать основные правила развлечения.

Любители забавы много времени проводят за доской, а частые соревнования, турниры и просто дружеские встречи только пробуждают их интерес. Официальные правила были утверждены в 1743 году, на основании именно их проводятся чемпионаты мирового уровня.


В западных странах более широкое распространение получил такой вид развлечения, как нарды короткие, их правила игры мы и рассмотрим в этой статье.

В поединке участвуют двое. Для начала сражения игрокам понадобятся: доска, тридцать фишек двух контрастных цветов и кости. Игровое поле включает в себя двадцать четыре пункта, которые разделены на четыре зоны: дом, дом оппонента, двор, двор оппонента. Линия между домом и двором именуется баром.

В нардах коротких правилами предусмотрена следующая расстановка: каждый из партнеров имеет по 5 фигур в 6 - ом треугольнике, 2 в 24 - ом, 3 в 8 - ом, 5 в 13 - ом.

Задача участника развлечения - сделав полный круг по полю, вернуть обратно фигуры домой, а затем вывести их с доски.

Кто будет делать первым ход, выясняется так: каждый из участников по очереди кидает одну зару, у кого число больше, тот и начинает поединок. Если же выпало одинаковое количество точек, игроки бросают, пока не выпадут разные. В дальнейшем используются обе кости. Шашки всегда двигаются по кругу.

Значения на костях определяют. на какое количество пипсов геймер может передвинуть фишки. Фигуры передвигаются строго в одном направлении: белые - по часовой стрелке, черные - против. Камень осуществляет движение только на тот треугольник, на котором нет 2 - х и более фигур соперника.

Значения, выпавшие на кубиках - это отдельные ходы игрока. Так, если выпадают числа 2 и 3, то геймер шагает на 2 поля одной фишкой и на 3 поля - другой, в отдельных случаях ходит сразу на 5 одной. Выпавший дубль позволяет участнику шагнуть четыре раза.


Правила игры в короткие нарды для начинающих

Оба выпавших числа на зарах должны быть использованы. Когда можно задействовать лишь одно значение, геймер должен это осуществить. Когда каждым числом можно сыграть по отдельности, то играть необходимо большим. Участник уступает ход в случае, кода нет возможности сделать шаг.

Блот - это треугольник, в котором только одна фишка. Когда шашка оппонента приходит в этот пункт, то бьет противника и его фигура перемещается на бар. Таким образом, в забаве нужно стараться ставить в один треугольник две и более фигуры, защищая их от опасности быть побитыми. Когда у участника имеются фигуры на баре, их нужно зарядить. Число, выпавшее на выброшенном кубике, возвращает шашку в пункт с соответствующим номером.

Затем в коротких нардах после всех расстановок, движений и возвращения 15 - ти камней домой геймеру необходимо выбросить их за пределы поля. Для этого нужно кинуть кости, и камни, стоящие на треугольниках, номера которых соответствуют выпавшим числам, выводятся с доски. Пример: выпадает 3 балла - убирается фигура, стоящая на пункте номер три. Если выпавшее значение указывает на пустой треугольник, то можно переместить фишку с пунктов, номер которых меньше, чем количество выпавших точек на кубике.

Победит тот участник, который быстрее соперника сможет выбросить 15 своих фигур. Инструкция к рассматриваемому развлечению проста, поэтому, изучив ее, пользователи смогут ознакомиться с основами игры, а несколько поединков добавят уверенности в собственных силах.

Правила игры в кавказские нарды похожи на правила коротких, отличие заключается в небольшом нюансе. Основные положения достаточно легко освоить новичкам, но для того, чтобы одержать победу над соперником, игроку понадобится логическое мышление и, конечно, везение.

Бой осуществляется двумя участниками на игровом поле, которое включает 24 лунки (треугольника). Они делятся на 4 группы, по 6 штук в каждой. Это дом и двор одного игрока и дом и двор его противника. Линия, которая зовется баром, разделяет дом и двор участников. У каждого пункта есть свой порядковый номер. Нумерация осуществляется для каждого геймера отдельно. Каждый из соперников имеет в своем распоряжении по пятнадцать шашек. Их расстановка выглядит следующим образом: в 24 - ом треугольнике две, в 13 - ом - пять, в 8 - ом - три, в 6 - ом - пять.

Основная задача участников заключается в том, чтобы, сделав полный круг по полю, вернуть все шашки в дом, а затем снять их с поля. Тот, кому это удалось сделать первым, побеждает.


Движение фигур

Партнеры по очереди кидают кубики и перемещаются по полю в соответствии с выпавшими на них числами. Движение по доске происходит в противоположных для соперников направлениях. Фигуру можно поставить лишь на открытую ячейку, то есть на пункт, который с 2-мя и более камнями соперника.

Значения на каждом из 2-х кубиков - это отдельные ходы. При дубле значение на каждом кубике играет дважды, геймер обязан воспользоваться двумя значениями зар. Когда ситуация такова, что есть возможность сыграть единственное число, он обязан это сделать. Если можно передвинуть шашки по отдельности в соответствии с выпавшими значениями, нужно сыграть большим выпавшим числом. Пропускает ход геймер в том случае, если сделать его не может.

Как побить камень

Блот - это треугольник, в котором располагается единственная фигура. Блот считается битым и перемещается на бар тогда, когда фишка партнера останавливается в этом треугольнике. Если одна или несколько фишек попали на бар, первостепенная задача игрока снять их. Шашку можно вернуть на игровое поле, используя выпавшее количество точек на кубике, как обозначение номера пункта. Если лунки, соответствующие значениям кубиков, несвободны, геймер уступает ход сопернику.


Отличительной особенностью кавказских нард является то, что игрок не может побить фишку партнера в своем доме, а потом спрятаться. То есть, если ваш камень побил фигуру противника, вы не сможете поставить ее на ячейку рядом с другим вашим камнем во время этого же хода. Но при этом можно снять свою шашку с поля или поставить на атаковавшую другой свой камень и переместить его дальше.

Как вывести камни с поля

Когда 15 шашек оказались в доме, можно начать снимать их с доски. Кидая пару зар, геймер может выбросить за границы поля камни с лунок, номера которых совпадают числам на костях. Если выпало число, а треугольник с соответствующим номером пуст, можно снять фишку с пункта, номер которого больше, чем выпавшее количество точек. Ничьей в поединке в кавказские нарды быть не может. Побеждает участник, чьи фишки первыми покинули игровое поле.

Нарды (иногда именуются на французский манер – трик-трак) – одна из древнейших настольных игр. По своим правилам она близка к сенету – самой первой из известных настольных игр в мире, изобретённой древними египтянами, — и популярным играм типа «кто первый дойдёт до финиша». В отличие от шахмат или шашек, в нардах успех по большей части зависит от случая.

Короткие нарды – одна из разновидностей этой игры, отличающаяся прежде всего расстановкой. Собственно, это и определило название разновидности: изначальное расположение в коротких нардах таково, как будто игра продолжается уже долго.

Начальная расстановка

У каждого участника имеется пятнадцать фишек. Треугольные поля нумеруются с первого по 24-е, начиная с первого треугольника дома игрока (группы полей, в которую нужно переправить все фишки, прежде чем убрать их из игры). При этом для каждого участника нумерация индивидуальная, поскольку дома расположены в противоположных концах.

Вот начальное расположение «игрового материала»: у каждого из играющих две фишки находится в 24 треугольнике (самом дальнем), пять – в тринадцатом, три стоят в восьмом и пять — в шестом. В «обычных» (более привычных нам) нардах похожая ситуация (условно, ведь она чаще всего не такая симметричная) складывается только к середине партии.

Каждый игрок имеет собственную пару игральных костей, а также собственный стакан, в котором кости перемешиваются перед броском. На практике, конечно, стаканы используются далеко не всегда.

Смысл игры такая же, как и в обычных нардах: переставить все свои шашки в собственный дом и убрать их из игры. Тот, кто совершит это первым, выигрывает. Понятно, что сыграть вничью в этой игре невозможно, хотя на практике иногда вводятся такие «неофициальные» правила – ничья объявляется, если второй игрок убрал все свои фишки на один ход позже, чем первый.

Кто должен ходить первый

Чтобы определить, кто удостоится чести первого хода, играющие кидают по одной кости. Первым ходит тот, у кого цифра на верхней грани оказалась больше. При равнозначных числах на кубиках они кидаются снова – до тех пор, пока они не будут различаться.

Движение фишек

Кости, бросаемые в качестве жребия, одновременно определяют и движение первой фишки. Она передвигается на количество пунктов (они также именуются забавным словом «пипсы»), равное сумме цифр на обеих кубах. Движение производится в сторону дома. Двигать можно любую свою фишку, но в том случае, если конечный пункт хода является открытым – то есть там не стоит фишка противника.

По прошествии первого хода играющие по очереди выкидывают по две кости и совершают ходы. Если, скажем, выпали числа 5 и 2, то одной фишкой можно походить сразу на семь пунктов, но лишь при том условии, если пятый или второй пункты по отношению к началу хода открыты. Можно, помимо этого, первой фишкой походить на 5 полей, а второй – на 2.

Если на костях оказались одинаковые числа, то это называется «дубль» (часто используют тюркский термин «гоша»). При этом играющий должен походить четыре раза на одинаковое количество полей, указанное на каждом кубике.

Если ход вообще нельзя сделать, то игрок, естественно, его пропускает. Однако если возможность ходить имеется, то ход обязательно следует выполнить, даже если он невыгоден играющему.

Как побить фишку соперника

Эта особенность отличает короткие нарды от обычных. Если на последнем пункте хода находится фишка соперника, но только одна, игрок может занять этот треугольник, а фишка противника кладётся в «бар» (аналог тюрьмы). Такой ход именуется «блот». Когда сколько-нибудь фишек попадают в бар, своим следующим ходом игрок должен их «зарядить», то есть поставить в доме соперника на те поля, номера которых указаны на выпавших гранях. Пока все фишки не будут выставлены, производить обычные ходы нельзя. Во время выставления игрок также может побить фишку соперника.

Удалять фишки можно только тогда, когда все они собрались в доме – последней группе из шести пунктов. Правила выброса фишек удобнее всего проиллюстрировать на конкретном примере.

Допустим, одна оставшаяся фишка стоит на пятом поле. Если на костях одно из чисел – пять, то эту фишку можно выкинуть. Если одно из чисел – шесть, то фишку тоже можно выкинуть. Если общая сумма чисел меньше пяти, то фишкой нужно сделать простой ход. Если в процессе хода эта фишка побила фишку соперника, то во время этого же хода эту фишку выбрасывать нельзя; впрочем, это правило часто игнорируется, особенно в «тюремной» разновидности игры.

На этапе выбрасывания фишек может создаться ситуация, когда одна или несколько фишек будут побиты. В этом случае они, как обычно выставляются в начальной позиции (в доме соперника), доводятся до своего дома и только после этого выбрасывание возобновляется.

Варианты игры

Нарды – классические и короткие – имеют, помимо базовых, другие разновидности, отличающиеся некоторыми дополнительными правилами. Иные из них удивительны. Например, в стандартных кавказских нардах запрещается одним ходом побить фишку противника и спрятаться, то есть встать на поле, где уже имеются другие свои фишки.

Короткие нарды – игра исключительно европейская, её правила были разработаны не так уж давно – в XVIII веке. В то время восточная новинка привлекла массовое внимание в европейском мире, но там её решили немного упорядочить и рационализировать. В игру было добавлено больше логики и мышления и удалены моменты, которые казались ненужными и только затягивающими процесс.

Классические «восточные» нарды – игра весьма и весьма древняя. Древнейшую доску для неё нашли даже в гробнице Тутанхамона. Особенно любили играть в неё древние персы. Таким образом, нарды гораздо древнее шахмат.

Как и египетский сенет (о нём говорилось выше), нарды в странах древнего Востока наделялись мистическим смыслом. Так, фишки изображали звёзды, а поля на каждой половине поля символизировали месяцы года (ведь с каждой половины их было двенадцать). По нардам даже пытались предсказывать будущее. В Персии играть в эту игру разрешалось только высшему классу людей – учёным, философам, астрологам, правителям. Даже попав в античный Рим, нарды сохранили свой статус – постоянно играли в них только правители, а в определённые дни разрешалось играть и менее влиятельным вельможам.

Видео пособие

Понравилось? Лайкни нас на Facebook