Что карта по окружающему миру. Окружающий мир "что такое карта". Восточно – Европейская

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

  1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
  2. Формирование начальных умений работы с картой.
  3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

  • Предметные : уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
  • Метапредметные :
  • Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
  • Регулятивные:

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

  • Познавательные:

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.

  • Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока : коллективная, работа в парах

Методы обучения : словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1

  1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

  1. Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу). А что такое географическая карта?

Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)

Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)

Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

  1. Физминутка

К морю Чёрному спустились

Наклонились и умылись.

1,2,3,4

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брас.

Один, другой – это кроль.

Все как один – плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

  1. Знакомство и работа с картой полушарий

Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

  1. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9

Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание 9 . Работа с контурной картой полушарий.

На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

  1. Итог урока

Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.
  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
  2. Самая большая параллель Земли_________________________________
  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
  6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе.

Эволюция географии

География, в переводе с греческого, означает описание Земли (гео – земля, графия – описание). На протяжении многих веков у науки было два задания – рассказать о тех землях, которые были уже известны или открыть те, которые были недоступны. Сейчас, когда мы знаем, где что находится и как туда добраться, перед географами возникают другие задания. Ответить на вопросы “почему?

” и “как?” происходит то или иное явление.

Современная география — это сложный комплекс, состоящий из множества наук, охватывающих знания о естественных и экономических закономерностях, происходящих на Земле.

Инструменты географа

Самые замечательные инструменты, которые были придуманы для описания мира – это глобус и карта.

Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными на то время землями. Всю сушу омывал океан.

Рис. 1. Одна из первых карт

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он имеет два полюса – Северный и Южный, между которыми проходит ось. Естественно, у планеты эти точки воображаемые, но благодаря глобусу, мы видим под каким наклоном Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

По всей поверхности глобуса проходят вертикальные и горизонтальные круговые линии. Это меридианы и параллели.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Меридианы – условные линии, проводимые от Северного географического полюса к Южному. Они имеют разное значение. Отсчет начинается с нулевого, который проходит через старейшую обсерваторию Гринвич в Великобритании и делит полушарие на Западное и Восточное.

Рис. 2. Глобус

Экватор – это условная линия, проходящая по центру Земли и делящая ее на Северное и Южное полушарие. Параллельно экватору изображаются параллели. Приближаясь к полюсам, они уменьшаются в длине, пока не превратятся в точку.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку, с помощью которой можно найти любой объект на карте или глобусе.

Виды карт

Карта – это проекция, схематическое изображение объектов Земли. Есть множество видов карт. Самые распространенные:

  • физическая карта;
  • политическая карта;
  • климатическая карта;
  • карта природных зон;
  • демографическая карта;
  • карта природных ресурсов;
  • И т.д.

Рис. 3. Физическая карта мира

Карты могут отображать Землю в целом, отдельные континенты, страны, регионы и области. Поэтому, самое важное – это масштаб.

Масштаб – это отношение определенного расстояния на карте к реальной длине. Например, один сантиметр на карте соответствует 200 км. на местности. В таком случае под картой будет находится подпись: 1:200 000 000 (в одном сантиметре – 200 тысяч километров).

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами географа – это изображение планеты Земля и всех явлений, происходящих на ней с помощью глобуса или карт. Главная задача учеников – научится расшифровывать карты, чтобы досконально узнать мир.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 484.

1. Допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

Вариант 1. Допиши названия.

  • Северный Ледовитый океан
  • Восточно-Европейская равнина
  • Баренцево море
  • Уральские горы
  • Западно-Сибирская равнина
  • Чёрное море
  • Кавказские горы
  • Охотское море
  • Тихий океан

Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города

Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook