Пальчиковые игры с катушками от ниток. Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр. III группа. Упражнения для пальцев динамические

Спасибо за интересные игры, развитие мелкой моторики это очень важно! интересно! Спасибо Пошел Антошка за водой
И встретил деда с бородой
Тот показал ему колодцы
Здесь вода холодненькая (ладошка)
Здесь вода тепленькая (внутренняя сторона локтя)
Здесь вода горяченькая (плечо)
А здесь кипяток-кипяток-кипяток (щекочем подмышкой) Переиграли уже во все пальчиковые игры? А вот про эти вы не забыли?

Как много интересного! всем спасибо! я тоже за развитие мелкой моторики)

И мне можно в личку,в какой аптеке вы купили такие шарики.
насмешили.
Мне и логопед и невролог говорят, что мелкой моторикой нужно заниматься с пеленок, сначала просто разминать пальчики, потом уже когда подрастет, добавить игры в песочек, и упражнения на пальчики (которые в данной теме уже не раз были описаны). Надо же, какую полезную тему я когда-то завела! Читаю и узнаю вспоминаю много нового хорошо забытого старого! Напоминаем о полезной подборке на нашем сайте:


А вы просто сами показывайте. не его пальчиками, он все равно так запоминает. а потом сам повторит. немноожко другое. но все же полезное действие)

Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:

Вот что нашла, по идее это все в комплексе и дает хороший результат

1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки и др пальчиковые игры.

3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление. у меня тож проблема, не интересны сынуле пока все эти игры
только начинаю играть, он мои руки себе в рот пытается затащить Уж сколько я облазила интернет в поисках каких-нибудь новеньких пальчиковых гимнастиках, думала, что все уже знаю. Ан, нет, здесь нашла несколько новеньких. Поделюсь своими, но только они для более старших, не для малюсек.

«Ручки»

Наши ручки две лежат
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
Улеглась она опять –
Видно, будет отдыхать.
Теперь другая проснулась.
Тоже сладко потянулась.
Теперь обе проснулись,
Сильно-сильно потянулись.
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Слышишь, раздается стук?
А теперь мы будем киски,
Эй, не подходите близко!
Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки.
Тут пришел к нам в гости слон.
Начал громко топать он.
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
Осторожны и легки
Приползали пауки.
И лягушки прискакали –
И в болотце ускакали.
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать
И, конечно, отдыхать.

«Ёлочка»

Перед нами елочка-
(пальцы сплетены в замок, поднять пальцы вверх)
Шишечки (два кулачка), иголочки (указательные пальцы вверх),
Шарики, фонарики, (крутим ладошками, делая фонарики)
Зайчики (указательные и средние пальцы вверх) и свечки (две ладони вместе),
Звезды (пальцы широко развести), человечки (шагают пальчики).

«Зимняя прогулка»

1,2,3,4,5.
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

А вот можно для малышей:
«Ладушки»

Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Кулачки сложили,
Кулачками били –
Тук-тук, тук-тук-тук,
Тук-тук, тук-тук-тук.

Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки. Пупсятинка
супер игра про ежика. сегодня обязательно попробую с дочей сыграть. Жил-был зайчик –Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости.
(Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль)

Добавлено спустя 58 секунд:

Коленька хороший,Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой.
(Поглаживают кисть левой руки. Поглаживают кисть правой руки. Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь)

Добавлено спустя 46 секунд:

Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите».(Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.) Я считаю, что методика не могут устареть, они могу только усовершенствоваться, при том что главный принцип всех книг-это развитие мелкой моторики, меняются стихи и все

Наталья Головлёва
Игры с палочками и спичками

Строители

Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.

Выполняя условия этой игры нужно переносить: -

а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;

б) пользуясь большими пальцами левой руки;

в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;

г) только указательным и средним пальцами;

д) только средним и безымянным пальцами;

е) только безымянным и мизинцем;

ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;

з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);

и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);

к) указательным и безымянным построить колодец.

Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.

Второй вариант игры со спичками.

Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.

Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры для малышей:

Игра "Два козленка"

Игра "Пять утят "

Игра "Часы "

Игра "Червячки "

Игра "У жирафов"

Игра "Котята"

Игра "Паучок"

Игра "Пчелки "

Игра "Перчатка"

Игра "Поросята"

Игра "Разминка"

Игра "Улитка"

Игра "Весна"

Игра "Ветер"

Игра "Зайцы"

Пальчиковая игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени).

Пальчиковая игра "Пять утят "

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут.

Трое утят плывут.

Двое утят плывут.

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Пальчиковая игра "Часы "

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Пальчиковая игра "Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Пальчиковая игра "У жирафов"

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Пальчиковая игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Пальчиковая игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Пальчиковая игра "Пчелки "

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Пальчиковая игра "Перчатка"

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Пальчиковая игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

(Безымянные).

("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Пальчиковая игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Головами покиваем,

Плечиками мы покрутим,.

Пальчиковая игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт

("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.

(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,

("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.

("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,

(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.

(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").

Пальчиковая игра "Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок.

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Пальчиковая игра "Ветер"

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)

Чайка над водой летает

(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе).

И за рыбками ныряет.

(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила).

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе).

Лежало большое

Бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала:

"Нырять здесь легко!"

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение).

Вторая сказала:

"Ведь здесь глубоко".

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала:

"Мне хочется спать!"

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула:

"Здесь крокодил!

(Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Пальчиковая игра "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

"Вон человек с ружьём"

Двое закричали:

"Давайте убежим!",

Двое прошептали

"Давайте помолчим!",

Двое предложили:

"Мы спрячемся в кустах!"

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать "Бах"?"

"Бах" - выстрелил охотник,

(Хлопаем в ладоши).

Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

Развитие осязания и мелкой моторики рук

Тема: Пальчиковые игры с предметами разной фактуры.

Цели:

Задачи:

Образовательные:

    учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев;

    снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;

    познакомить учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности;

Развивающие:

    укреплять мышцы рук с помощью самомассажа;

    развивать мелкие движения рук, умение согласовывать движения правой и левой руки.

    развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное и осязательно-зрительное обследование предметов через узнавание и выкладывание геометрических фигур).

    развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук при перебирании круп и пересыпании крупы ложечками.

    развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

    воспитывать инициативу, самостоятельность, творчество;

    воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: карандаши, вырезанные геометрические фигуры, ложечки, платочки, прищепки, верёвка, комплекты игрушек (по 3 каждому), счётные палочки)

I . Орг. момент. (психологический настрой).

Торопимся мы на урок.

Будут знания и упражнения впрок.

II . Пальчиковая гимнастика.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Упражнения:

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке,(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

("стул").

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом.

(«дом»).

«Расставь игрушки»

Выдаю комплекты игрушек и прошу поставить каждую из них:

Перед собой;

Справа от себя;

Слева от себя;

Игры с карандашом.

«Шуршалочка»

Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. Послушайте, как он «шуршит».

Разогреем ладошки: «пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас.

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

«Юла»

Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.

Карандашик покружись,
И в юлу превратись.

«Пианино»

Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.

Карандаш мой - пианино
Я играю для гостей,
Чтобы было веселей.

Пальчики готовы к работе.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся.

А когда чему-то удивляются?

III . Сообщение темы и цели.

Сегодня на коррекционном занятии мы с вами будем укреплять мышцы пальцев рук, развивать руку, чтобы вы умели шить и вязать, вырезать, красиво писать.

IV . Работа по теме .

1. Игра «Комочек».

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке при помощи одной руки.

2. Игра«Помощники».

Покажите, какие вы помощники в семье (дети берут платочки – кусочки ткани).

Свою маму я люблю,
И всегда я ей помогу.
Я стираю, полоскаю, (показывают движения)
Отжимаю. (берутся за уголочек ткани и целиком вбирают его в ладонь, используя пальцы только одной руки, другая рука не помогает!)

Отжали платочки и прикрепили прищепкой к бельевой веревке (веревка натянута между двумя стульями).

3. Дидактическая игра «Подарки».
- Ребята, а у нашей Кати недавно был, день рождения и она получила много подарков. Папа подарил большой квадратный альбом, мама – куклу в прямоугольной коробке, бабушка – большой мяч, дедушка – парусник с моторчиком.
- Сколько было всего подарков?
- Каким геометрическим фигурам, соответствуют подарки?

Дети сначала отвечают, затем выкладывают перед собой геометрические фигуры соответствующие подаркам в нужном порядке.

4. Дидактическая игра «Золушка».

Как называется сказка, в которой чудеса прекращаются, когда часы показывают полночь? («ЗОЛУШКА» Ш. Перро.)

Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь.)

Давайте мы ей поможем?! Переберём крупу.

5. Игра «Волшебная ложечка».

На подносе две чашки:слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка, показать ему, как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую чашку.

6. Дидактическая игра «Теремок».

А в этой сказке все живут дружно: одна – зерно толчет, другая – пироги печет, один – играет на гармонике, а другой их охраняет.(Русская народная сказка « ТЕРЕМОК»).

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

Чей теремок выше? Ниже?

Чей теремок шире? Уже?

7. Игра «Узнай букву».

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

(пишет учитель.)

V . Итог. Рефлексия .

Сегодня мы с вами что делали? Чем понравилось заниматься больше всего?

Какое у вас настроение? (Покажите смайлики). Улыбнитесь друг другу.

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

П о тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

по столу ладонями;

по столу подушечками пальцев;

между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой ,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

одними и теми же пальцами разных рук;

одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);

положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;

взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

постучать по карандашу поочередно указательнымбольшим и средним пальцами;

подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком .

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

перехватить несколько раз веревочку за узлы;

показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого иуказательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку накатушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например.

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


Понравилось? Лайкни нас на Facebook